logo search
Гаврилова Л

Приложения словарь терминов и понятий

Агон– место для соревнований.

Амбитус– объем напева.

Анналы- вид хроники, отличающийся сжатым изложением событий.

Античность (от лат. antiquus — древний) - в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении - греко-римская древность.

Аэды(от греч. aoidos — певец) - в начальный период древнегреческой литературы (8-7 вв. до н. э., т. н. гомеровская эпоха) певцы, сочинявшие и исполнявшие эпические песни под аккомпанемент струнного инструмента.

Гексахорд(гекса – шесть, хорда – струна) – в средневековой теории звукоряд из 6 звуков.

Григорианский хорал - песнопения певческого репертуара, сложившегося в империи Франков вVIII-IXстолетиях.

Диминуция(от лат.diminution– уменьшение) – общее обозначение украшений, связанных с дроблением основных тонов мелодии на группы более мелких нот.

Дифирамб – гимн в честь бога Диониса.

Драма(греч. - действие) – один из родов древнегреческой литературы (наряду с эпосом и лирикой).

Зиккурат – тип культового здания в Шумере (башня), состоявший из 3-х ступеней- платформ.

Изоритмия – принцип композиции мотетов XIV-XV вв., основанный на остинатном повторении в теноре ритмического (talea) и звуковысотного (color) построений, различных по протяженности, и периодическом ритмическом членении верхних голосов.

Искусство- творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Канон - форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации — проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем.

Классический(от лат. сlassicus) - образцовый.

Колорирование - свободное распевание звуковысотных опорcantuspriusfactus’a.

Контрапункт(нем. Kontrapunkt) - одновременное сочетание самостоятельных мелодий в разных голосах.

Культура– совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Это отличающее эпоху и создающее ее как целостность определенное внутреннее единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни.

Лирика (от греч. lyrikos) – поэзия, произносимая под звуки лиры.

Лицей (греч. Lykeion) - название рощи при храме Аполлона Ликейского близ Афин, где учил Аристотель.

Магия- совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний, призванных воздействовать на природу, людей, животных и богов.

Месса (от лат. Missio) – освобождаю, отпускаю; центральное богослужение католической церкви.

Месса-парафраза – месса,cantus firmus которой является свободно обработанной мелодией первоисточника.

Месса-пародия – месса,cantus firmusкоторой представляет собой многоголосный первоисточник (мотет, шансон).

Миф (греч. - предание) - сказание о богах, духах, героях, первопредках, действовавших в начале времени104и участвовавших в создании самого мира, его элементов.

Мифология – совокупность подобных преданий, а также система фантастических представлений о мире.

Модус– мензурированное последование лонг и бревисов согласно шести ритмическим формулам.

Невма (лат.neuma - кивок, знак)знак средневековой нотации.

Ноэан– типовая мелодическая формула, позволяющая определить принадлежность к тому или иному ладу.

Обряд -совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Органум- ведущий жанр музыки средневековья, один из основных видов многоголосных композиций (IX–XIIIвв.).

Ординарий – составная часть мессы, включающая 6 разделов с неизменным, обязательным текстом:Kyrie,Gloria,Credo,Sanctus,Agnus,Itemissaest.

Орхестра (греч. orchestra, от orcheomai - танцую) – полукруглая площадка, на которой в античном театре выступал хор.

Полифония строгого письма - выведенная из творческой практики композиторов 15-16 веков система правил голосоведения (соотношения тонов и мелодических линий).

Пеан– гимн в честь бога Аполлона.

Проприй (подобающий) – совокупность разделов мессы, текст который меняется в зависимости от церковного календаря.

Протестантский хорал – песнопения для богослужебной практики протестантской церкви.

Рапсод (аэд) [греч. rhapsōdos: rhaptō – сшиваю, ōdē - песнь] - странствующий певец, исполнявший под аккомпанемент лиры эпические песни.

Реперкусса – тон псалмодирования.

Ритуал - порядок обрядовых действий.

Сатиры - козлорогие спутники Диониса.

Секвенция (от лат. sequentia – sequor – следовать, идти за) - жанр средневековой монодии, сложившийся как подтекстовка мелизматического раздела Аллилуйи.

Скена (лат. Scena, греч. skēnē - шатер, палатка) – дощатая постройка, на которой в античном театре выступали актеры.

Театр(от греч. Theatron) - место для зрелищ.

Тенор (лат.tenere– держать) – название голоса, в котором излагается хоральный напев.

Теноровая месса – месса, в которой на протяжении всех ее частей последовательно проводится одна и та же одноголосная мелодия –cantus firmus – литургическая, светская, свободно сочиненная.

Тетрахорд (тетра – четыре, хорда – струна) - в античной теории музыки звукоряд из 4-х звуков.

Тонарии – сборники певческого репертуара каролингской эпохи.

Тотем- у первобытных народов: обожествляемое животное (иногда явление природы, растение, предмет), считающееся предком рода.

Трагедия (трагос – козел, ода – песнь) - жанр античного театра.

Троп – силлабическая подтекстовка мелизматических распевов григорианского хорала; текстовые и мелодические вставки в хорал.

Финалис – конечный тон псалмодии.

Хор (греч. choros) – групповой танец.

Этос(греч. ethos) – нрав.

Cantus prius factusизначально заданный напев, первичный напев, положенный в основу композиции, заимствованный из певческого репертуара.

cantus firmus (лат. прочный напев)техника многоголосной композиции с лежащей в основе мелодией (литургической, светской, свободно сочиненной), излагаемой, в сравнении с другими голосами, более крупными длительностями.

medium aevumсредние века.

vox organalisсопутствующий (присочиняемый) голос в органуме.

vox principalis – главный, основной голос в органуме, представляет собой мелодию хорала, заимствованную из певческого репертуара.