logo search
Гаврилова Л

Оффиций

монастырях сложилась традиция несколькихсуточных богослужений, именуемых службами Оффиция.Согласно трактату 1196года “Praepositini Gremonensis. Tractatus de officiis” суточных служб 8:

  1. Утреня(Laudes): начало в полночь или в два – в половине третьего пополуночи.

Пролог: символ веры, «призывательный» псалом (XCIV) и гимн.

Основная часть: три идентичных по составу «полунощницы» (nocturnus). В каждую из полунощниц входит три псалма, три чтения (тексты Писания, проповеди пап и отцов церкви, отрывки из богословских трактатов) и три респонсория. Пение респонсория начинал солист, исполнявший основной его текст, который сразу же повторялся хором, затем солист пел начало великого славословия («Слава в вышних Богу), хор повторял текст респонсория, солист пел малое славословие («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу), хор – вторую часть основного текста, солист – весь текст. В конце утрени – «Песнь хвалебная» («Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем»).

  1. Хваления(Matutium):половина пятого – пять часов утра.

Пять псалмов, гимн, песнь (ветхозаветный лирический текст, менявшийся по дням недели), новозаветное благодарение Захарии (Лука, I, 68-70), две молитвы и “антифон блаженной деве Марии” (шестистрочный гимн в честь Богородицы).

  1. Первый час:шесть часов утра. Гимн, псалом, малый респонсорий, чтение из мартиролога, две молитвы и малое чтение.

  2. Третий час:девять часов. Месса.

  3. Шестой час: полдень.

  4. Девятый час:три-четыре часа пополудни.

Службы Шестого и Девятого часа идентичны: гимн, псалом, малый респонсорий, молитва.

  1. Вечерня(Vesper):половина пятого пополудни.

Пять псалмов, гимн, «песнь» Богородицы («Величит душа моя Господа» - Лука, II, 45-55), две молитвы, антифон Деве Марии.

  1. Повечерие(Completorium): шесть часов вечера.

Малое чтение, исповедание грехов понедельным целебрантом, хоровое исповедание грехов, псалом, гимн, малый респонсорий, «песнь» Симеона Богоприимца» («Ныне отпущаеши» - Лука, II, 29-32), две молитвы, антифон деве Марии, символ веры.

Г

Месса

лавное богослужение католической церкви - Месса (от лат. missio – освобождаю, отпускаю). Символический смысл мессы связан с таинством евхаристии – обрядом причащения. При причащении человек под видом хлеба и вина принимает плоть и кровь Иисуса Христа, становится, таким образом, причастным к Христу.

Христианское объяснение семантики причащения находится в евангельском предании о тайной вечере:

  1. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни;

  2. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день;

  3. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие;

  4. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нём».

(Евангелие от Иоанна, 6: 53-56)

Однако истоки этого обряда лежат в дохристианских культах: в митраизме, оргиастических мистериях Диониса, культе Бахуса, критских орфических мистериях и др. Обряд вкушения плоти и крови бога по своему происхождению восходит к первобытным временам и к тотемическим культам. В религиях первобытности и древности было широко распространено представление о том, что, принимая внутрь частицу тела своего божества, человек обретает его силы и мудрость, его доблесть и хитрость. Будучи центральным элементом христианского культа, обряд причащения сыграл большую роль в оформлении всего богослужения.

Центральное католическое богослужение делится на две части: литургию оглашенных и литургию верных.

  1. Месса оглашенных: первая часть службы, к которой наряду с членами церкви допускались и «оглашенные», то есть лица, готовящиеся к крещению, но ещё не прошедшие через это таинство.

Интроит (входная):песнопение хора, сопровождающее процессию духовенства из ризницы к алтарю; исполнение антифонное – перекличка двух полухорий.

Kyrie eleison («Господи, помилуй»): хор.

Gloria («Слава в вышних Богу»), так называемое «великое славословие»: хор.

Коллекта («Сборная молитва»); в древней литургии отмечала момент полного сбора паствы; произносится целебрантом – священником, совершающим литургию.

Послание: отрывок из «Посланий» или «Деяний» апостолов; читается иподиаконом.

Градуале: псалмопение с амвона на данный день церковного года; исполнение со ступеней амвона (gradus – cтупень), респонсориальное – хор и солист.

Аллилуйя: исполнение респонсориальное; по траурным дням сменяется «трактом», единственным сольным песнопением мессы.

Евангелие: читает диакон.

  1. Месса верных:таинство евхаристии; оглашенные из церкви удаляются.

Credo: хор

Офферторий: песнопение хора, сопровождавшее всенародное приношение к алтарю даров.

  1. Проскомидия: приготовление даров.

Молитва о принятии даров: псалом XXV;читает целебрант.

Молитва о благоприятствии жертвы: читает целебрант.

Тайная молитва”: читает целебрант.

  1. Освящение даров.

Приступ: хор и целебрант.

Канон Sanctus:неизменная часть мессы

  1. Причащение.

«Отче наш».

Коммунио:молитва при причащении целебранта.

Посткоммунио: молитва «по причащении».

  1. Отпущение от мессы.

Текст мессы складывался постепенно, на протяжении нескольких веков (c II века). Окончательное утверждение католического ритуала произошло в каролингскую эпоху. Текст мессы включает обязательные, неизменные части – Ordinarium,и подобающие –Proprium,изменяющиеся в зависимости от церковного календаря.

МЕССА

→ пение