Ладовая теория Средневековья
ироко известные нам научные представления о ладовой системе хорала с устойчивым описанием восьми октавных рядов принадлежат эпохе послеXIIвека. Однако данная ладовая система сложилась в каролингскую эпоху, хотя и не является плодом теоретического осмысления исключительно западноевропейских теоретиков. Она была заимствована Западом вVIIIстолетии из Византии. В ее основе - византийский Октоих Иоанна Дамаскина.9Этот философ был не только автором целого ряда крупных богословских трактатов. Дамаскин ценился весьма высоко как поэт-гимнолог. Его служба на Пасху (особенно пасхальный канон), каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознеceниe, егоосьмигласник(«Октоих» — воскресные службы, разделенные на 8 гласов) — превосходные, истинно поэтические произведения. Всех канонов им написано до 64. Еще при жизни песнопения Дамаскина распространились далеко за пределами Греции. За необычайный поэтический дар ему было дано прозвание «Златоструйный». Введение в богослужение песнопений Дамаскина изменило весь строй Восточной церкви. По повелению Карла Великого, Октоих И. Дамаскина был принят к употреблению и в Западной церкви. Впервые сведения овосьми церковных ладах появляются в трактатеФлакка Алкуина“De musica”. Эти же идеи разрабатывались и в целом ряде других трактатов каролингской эпохи - “Musica disciplina” Аврелиана из Реоме, “De musica” Хукбальда, анониме “Alea musica”. В них зафиксированы принципыформульного ладас его формообразующими категориями, представлена классификация интервалов – консонанс, диссонанс, установлен октавный характер восходящего звукоряда, разработана нотация. В Проблема формульности в средневековом хорале.
Термин интонационная формула утвердился в медиевистике после публикации книги Т. Бейли (Bailey T. The Intonational Formulas of Western Chant. Toronto, 1974). Выделяются несколько типов формул:
типовые построения, из которых слагаются напевы песнопений;
мелодические построения вспомогательной функции («ноэаны», невмы), которые предназначались для облегчения отбора песнопений в службу, для напоминания певцам знакомого комплекса интонаций напева, различения ладов и т.д.
формулы псалмовых тонов – initium (начальная), mediation (серединная), termination (завершающая).
С Истоки ладовой теории Средневековья
В одном из Византийских трактатов читаем: «Что такое ихос? Ихос – это то, что возбуждено дыханием, выдуто и воспринято многими отголосками, словно колебание инструмента, отраженное посредством панциря или шкуры».
Образованию византийского осмогласия способствовало освоение богатейшего музыкально-теоретического наследия античности. В результате сформировался звукоряд из 5 ступеней – пентахорд – с III ступенью в качестве центрального основного тона. Состав пентахорда: Т + Т + 1/2Т + Т. Самый первый пентахорд – протопентахорд – послужил моделью для создания восьми ихосов и имел два наклонения: восходящее (активное, целеустремленно направленное вверх) и нисходящее (пассивное, опускающееся грузно вниз). Он перестраивался при помощи полутонового сдвига центрального тона. Интервальный состав сохраняется в обоих направлениях.
Восходящий пентахорд – прямой ихос (ήχος, όρθός):
↑ C D E F G
Нисходящий пентахорд – плагальный ихос (ήχος πλάγιος) – согласно Плусидиану, «лад косвенный, непрямой», «пассивно опускающийся»:
↓ G F ES D C
Выделялись 4 прямых ихоса – c d e f g; d e f g a; e f g a h; f g a h c; и 4 плагальных – c d es f g; d es f g a; es f g a b; f g a b c10.
В дальнейшем византийское осмогласие преобразовалось в ладовую систему древнерусского, григорианского и армянского пения.
- Часть I
- Музыка в культуре первобытного общества
- Основные черты первобытного искусства
- Магический обряд. Пантомима.
- Мифологические представления
- Музыка в культуре древних цивилизаций
- Хронограф Шумер
- Шумерская культура
- Исследования Шумера
- Вавилонское царство и Ассирия
- Археологические исследования Вавилона
- Письменность
- Литературные памятники
- Эпос о Гильгамеше
- Музыкальная культура
- Египетская культура
- Пирамиды
- Культура в период Среднего и Нового царства
- Мумификация и изобразительный канон в рельефе.
- Письменность. Литература.
- «Книга мертвых»
- Религиозные представления
- Мистерии
- Индийская культура
- Хараппская цивилизация
- Древняя Индия
- Ведическая литература
- Китайская культура
- Музыкальная теория
- Инструменты
- «Книга песен»
- Музыкальная культура античности периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Античности.
- Крито-микенская культура
- Гомеровская Греция «Одиссея» и «Илиада»
- Архаический период
- Греческая классика
- Эллинистическое искусство
- Римское искусство
- Музыка в Древней Греции
- Музыка и музы
- Аэды и поэты
- Музыкальные инструменты
- Музыкально-теоретические представления
- Ah c d e f g a h c d e f g a
- Воспитательная роль музыки
- Древнегреческий театр
- Культ Диониса и дифирамб.
- Организация состязаний в дни Великих Дионисий
- Жанровые и композиционные особенности трагедии
- Некоторые вопросы теории драмы
- Комедия
- Драматурги
- Музыкальная культура средневековья периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Средневековья
- Основные периоды
- Исторические сведения
- Христианство
- Особенности архитектуры средневекового собора как отражение художественной картины мира Средневековья
- 2. Истоки литургической музыки.
- Пение псалмов Давида
- Слово и музыка. Аллилуйя
- Псалмодическое пение
- Типы псалмодирования
- Антифонарий Григория Великого
- Каролингское возрождение
- Каролингская традиция богослужений
- Суточные богослужения
- Оффиций
- ---- Речитация Проприй ← Ординарий →
- Григорианский хорал
- Сборники певческого репертуара
- Ладовая теория Средневековья
- Церковные лады
- Секвенции Тропы
- Современная история изучения григорианского пения
- Нотация
- Реформы нотации
- Невменная, буквенная и линейная нотации
- Реформа Гвидо Аретинского
- Система сольмизации
- Многоголосие. Культовые жанры
- Органум
- Сantus prius factus
- Параллельный органум.
- Свободный органум.
- Мелизматический органум
- Школа Нотр-Дам
- Модусная ритмика в органумах
- Система модусов:
- Кондукт и мотет
- Артистические профессии средневековья
- Менестрельный профессионализм
- Инструментарий
- Музыкально-поэтическое искусство трубадуров и труверов
- Куртуазная лирика миннезингеров
- Поэзия и песни вагантов
- Искусство Европы XIV века
- «Осень Средневековья»
- Эпоха “Ars Nova”
- Филипп де Витри
- Система пролаций ф. Де Витри
- Гильом де Машо
- Техника изоритмии
- Баллады, рондо, ле и виреле
- Итальянское искусство 14 века
- Мадригал
- Баллата и качча
- Франческо Ландини
- На рубеже 14 и 15 веков
- Периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Возрождения
- Выдающиеся мастера Возрождения
- Литература
- Нидерландская полифоническая школа
- Предпосылки для формирования композиторской школы европейского значения
- Роль английской школы
- Мастера нидерландской школы
- Гийом Дюфаи
- Йоханнес Окегем
- Якоб Обрехт
- Жоскен Депре
- Нидерландская школа после Жоскена
- Итальянская композиторская школа XVI века
- Венецианская композиторская школа
- Адриан Вилларт
- Андреа и Джованни Габриели
- Римская композиторская школа
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
- Жанры духовной музыки в творчестве итальянских композиторов
- Жанры светской музыки
- Мадригал
- Лютневая музыка
- Композиторские школы Франции, Германии, Англии и Испании в XVI в. Франция
- Клеман Жанекен
- «Плеяда».
- Германия
- Искусство мейстерзингеров
- Реформация
- Протестантский хорал
- Испания
- Приложения словарь терминов и понятий
- Латинский текст и перевод missae ordinarium