logo search
Гаврилова Л

Григорианский хорал

еснопения певческого репертуара, сложившегося в империи Франков вVIII-IXстолетиях в период целенаправленной деятельности церковных и светских властей по реорганизации галликанского обряда по римскому образцу, получили названиегригорианского хорала.Данному репертуару было присвоено имя влиятельного римского папы Григория Великого (ок. 540-604 гг., понтификат 590-604 гг.). Собственно к хоралам этого периода времени он имел опосредованное отношение - каролингские систематизаторы использовали лишь авторитет его имени. Прямых материальных свидетельств певческой практики докаролингской эпохи нет. Однако в целом традицию пения того времени можно представить по описаниям, сохранившимся в различных источниках.

Григорианское пение каролингской эпохи – сугубо одноголосное, исполняемое мужским хором. По своему характеру – сдержанное, возвышенное, отрешенное. Мелодия хорала - плавная, ритмически выровненная, с преобладанием поступенного развертывания, где восходящее движение уравновешивается нисходящим. С точки зрения соотношения текста и музыки, выделяются три стиля распевания текста: силлабический(одному слогу текста соответствует один тон мелодии), невматический (один слог текста распевается на два-три-четыре тона мелодии) и мелизматический (один слог распевается длительное время – более четырех тонов мелодии).