logo search
Гаврилова Л

Сборники певческого репертуара

- являютсятонарий Сен-Рекье и тонарий Меца,датированные концомVIII- началомIXстолетий. Они представляют собой певческие сборники, где содержатся начальные тексты песнопений, расположенных согласно восьмиладовой схеме. Письменная фиксация мелодий в них отсутствует. Тем не менее, каролингские тонарии играют важную роль в становлении письменной традиции певческого репертуара на Западе.

Более ранним считается тонарий аббатства Сен-Рекьев Пикардии, появившийся незадолго до 800 года.Scholacantorumвозглавлял ученик АлкуинаАнгельберт. Предполагают (Мишель Югло), что около 800 года аббатство посетил Карл Великий (еще до коронации) вместе с Алкуином, который, по всей вероятности, и познакомил Ангельберта со своими теоретическими представлениями. Тонарий сохранился не полностью, но в дошедшем до нас фрагменте содержится классификация хоралов мессы сIпоVлад. Лады представлены как парные модели (автентический и плагальный) – что отлично от византийской классификации ихосов (сначала 4 прямых, затем 4 плагальных). Помимо этого для каждого лада в тонарии приводятся по 4-5 интроитов, коммунио, офферториев и градуалов, и по 2-4 стиха аллилуйи. Ограниченное количество песнопений свидетельствует о том, что этот тонарий служил образцом примерного упорядочения песнопений, а не справочной книгой для кантора.

Певческая школа Мецаявляется одной из наиболее известных в империи Франков. Она была основана епископомХродегангом(742-766 гг.), который взяв за основу правила бенедиктинцев, учредил в Меце свое каноническое правило «Regulacanonicorum». Расцвет школы в Меце связывают с именемАльдрика(также обучавшегося у Алкуина в дворцовой школе Аахена). По мнению исследователя Вальтера Липпхардта, первоначально над тонарием работал Алкуин, а затем его переработал Альдрик. Теоретическая часть тонария во многом зависима от трактата Алкуина.

В тонарии Меца структура более сложная: она содержит два теоретических трактата; песнопения в тонарии группируются согласно восьмиладовой схеме, по признаку соответствия дефиниций (каденционных формул) и идентификации антифонов по ладовым моделям типа «ноэан»8. В трактате отсутствует невменная фиксация.

В дальнейшем, от трактата Меца путь ведет к трактату Аврелиана «Musicadisciplina» («Наука музыки») – одному из крупнейших музыкально-теоретических трактатов каролингской эпохи.

Ш