logo search
Гаврилова Л

Органум

аннее многоголосие появляется вIXвеке. Первые определения, которые стали употребляться в связи с возникшим многоголосием –органум и диафония20 (Скот Эриугена). Причем первоначально они употреблялись как синонимы. Лишь в некоторых случаях под органумом понимали голос в двухголосии, свободно присочиняемый к хоралу, а под диафонией – само многоголосие. На протяжении четырех веков органум выступает как один из основных видов многоголосных композиций (IX–XIIIвв.), как ведущийжанр музыки средневековья.

Сведения о раннем органуме содержатся в трактатах Псевдо-Хукбальда Musica Enchiriadis(ок. 900) и Гвидо Аретинского «Микролог» (1029). Помимо этого в написанных несколькими десятилетиями позднее (конецXIвека) двух анонимных трактатах изМилана и Монпелье “Ad organum faciendum”.В них имеется ясное представление о звуковысотной стороне звучания, однако ничего не говорится о ритмической организации.

Это далеко не случайно. На протяжении длительного времени ритмическое исполнение хоралов определялось текстом и сложившимися в устной церковной практике способами его распевания. Данный период (до середины XII века) называют временем «свободного григорианского ритма», который в современных транскрипциях отражается ровным неритмизированным движением. В его фиксации потребности не возникало, как, впрочем, долгое время распевщики не нуждались и в записи мелодий. Из поколения в поколения передавались знания определенных типовых мелодических формул, необходимых для исполнения тех или иных текстов во время богослужения. Однако в период каролингского возрождения произошли существенные изменения в связи с широчайшим распространением христианства и стремлением к унификации всей богослужебной практики на территории огромной империи Карла Великого. Этим объясняется официальная регламентация норм и правил суточных служб, появление письменной кодификации хоралов – тонариев. С этими же процессами взаимосвязано появление сначала невменной, затем линейной нотации, решивших задачу звуковысотной фиксации хоральных напевов. Однако ритм по-прежнему оставался в полной зависимости от текста и певческой традиции. Это ситуация сохранялось и в период раннего органума.

П