logo search
Гаврилова Л

Система сольмизации

– новая система обучения пению по нотам. Сформулировав учение огексахорде– звукоряде из 6 звуков, Гвидо дал названия ступеням гексахорда по первым слогам строк текста гимна святому Иоанну Крестителю, приписываемому Павлу Диакону:

Ut queant Laxis

Resonare fibris

Mira gestorum

Famuli tuorum

Solve polluti

Labii reatum

Sancte Iohannes19

В системе Гвидо слоговые названия не были связаны с абсолютной высотой звуков. Во всех 3 видах гексахордов: naturale (натуральный), molle (мягкий), durum (твердый) – слоговые названия соответствовалиut re mi fa sol la, а абсолютная высота менялась. При этом тоновый состав внутри гексахордов постоянен – Т – Т – ½ т – Т – Т. Самыми важными были ступениmiиfa, ибо с их помощью обозначалось место полутона.

Если диапазон мелодии превышал 6 ступеней, то использовался переход (мутация) в другой гексахорд.

В 16 веке был добавлен еще один слог – si, получившийся в результате соединения начальных букв имени Св. Иоанна - последней строки гимна (Х. Вальрант, Антверпен, около 1574 г.). В эпоху барокко во Франции стали совмещать слоговые названия с латинскими обозначениями звуков, тем самым, объединив относительную и абсолютную сольмизации в единое целое:

ut re mi fa sol la si

c d e f g a h

В 17 веке итальянский композитор и теоретик Дж.М. Бонончини заменил слог ut для удобства пения на do.