logo search
Гаврилова Л

Сantus prius factus

севдо-Хукбальд в трактате “MusicaEnchiriadis” вводит следующие определения для голосов органума:vox principalis – главный, основной, и vox organalisсопутствующий (присочиняемый). Vox principalis представляет собой мелодию хорала, заимствованную из певческого репертуара. Иначе его можно назватьсantus prius factusизначально заданный напев, первичный напев, положенный в основу композиции, заимствованный. В анонимном трактате находим следующую формулировку: «кантус или тенор21- это первичный напев, предсозданный или данный».

Именно в органуме складывается один из важнейших принципов композиторской техники, определивший всю последующую многовековую практику, - композиция на сantuspriusfactus. В этом Ю. Евдокимова видит отражение более общего принципа, характерного для художественного мышления эпохи в целом –принципа комментирования. «В различных искусствах существует «фонд» первоисточников, воспроизводящихся в многочисленных авторских переводах, интерпретациях и комментариях, но где-то в глубоких истоках он сложился на общих основаниях – соотнесенности искусства с некоей истиной, высказанной в тексте священного писания, зафиксированной в иконном изображении или своде литургических песнопений». Главная задача искусства Средневековья – «в приближении к этой истине, к протооригиналу». Средневековый мастер не создавал, а комментировал канонизированный первообразец. Отсюда многочисленность репродуцированных вариантов согласно многослойной системе канонов. В авторской индивидуальности необходимости не было.