logo search
Гаврилова Л

Школа Нотр-Дам

серединыXIIвека центром европейской профессиональной музыкальной традиции становится школа, сформировавшаяся в капелле при парижском собореNotreDame. Вплоть до серединыXIIIвека она определяет нормы музыкального стиля.

К сожалению, сведений о музыкантах школы NotreDameпрактически не сохранилось. Крупнейшим мастером первого поколения парижской певческой школы капеллыNotreDameбыл магистрЛеонин (Leoninus).Между 1160 и 1170 им была составлена«Большая книга органумов» - “Magnus liber organi de gradali et antifonario proservitio divino multiplicando”.В дальнейшем книга пополнялась следующими мастерами школыNotreDame. В дошедшем до нас варианте представлены более 80 органумов (от двухголосных до четырёхголосных), предназначенных для исполнения во время богослужения в течение всего церковного года. Органумы в основном заменяли одноголосное звучание градуалов и аллилуй, на материале которых чаще всего и строились. Встречаются также многоголосные обработки и частей мессы –Kyrie,Sanctus,Hosanna,AgnusDei.

Есть в книге и органумы Перотина (Великого)мастера второго поколения школыNotreDame. Перотин создал высокие образцы мелизматического органума, а также трех и четырехголосные органумы. В современной записиквадруплиПеротина занимают около 500 (!) тактов. Они создавались для исполнения ансамблем солистов, чем объясняется регистровая недифференцированность голосов22. Отсюда столь частый приемStimmtausch – обмен, перестановка голосов. На протяжении всей композиции в теноре проводится мелодия хорала (cantusfirmus). Характерная черта композиции – чередование разделов с неритмизованным и ритмизованным тенором. В одном случае, длительно выдерживается один тон хорала, верхние же голоса подвижны –Halteton-письмос комплементарным многоголосием. В другом,cantusfirmusдвижется остинатно и ритмически соотносится с остальными голосами –дискантный раздел23. Причем, ритм фактурных смен учащается к концу формы. Раздел органума, построенный на остинатном повторении тенора, называетсяклаузула. С концаXIIвека клаузулы стали исполняться и как отдельные произведения, представляя собой многоголосные композиции, обрамленные хоровой монофонией.