logo search
Гаврилова Л

Аэды и поэты

усическая история античности начинается саэдов43(рапсодов)– эпических певцов, распевавших на пирах во дворцах владык древнего мира мифы и предания о богах и героях в сопровождении струнных инструментов. Демодок (согласно Гомеру) жил у царя феаков Алкиноя, Фемий – во дворце Одиссея в Итаке, Фамир служил у эхалийского царя Эврита. В дальнейшем рапсоды уже не пели, а декламировали эпические поэмы.

Появляются и поэты – мелики,которые создавали стихи для последующего их пения под инструментальное сопровождение. Пение было сольным и хоровым. Отсюда название двух видов пения под аккомпанемент инструментов –сольная лирика44 и хоровая лирика.

Среди жанров сольной и хоровой лирики развиваются элегии,45сколии (застольные песни),эпиталамии (свадебные песни, исполнявшиеся перед дверями комнаты молодоженов),гименеи (свадебные песни, с которыми невесту провожали от дома родителей до дома жениха),оды46, эпиникии(победные песни, сопровождавшие въезд в город победителей),гимны богам (дифирамб– гимн в честь бога Диониса,пеан– гимн в честь бога Аполлона),трен (похоронный плач) и др.

Одним из наиболее известных поэтов (меликов) в 7 веке до н.э. был Архилох с острова Парос. Сохранилось немногим более сотни отрывков его стихов различных по содержанию: от любовных до нравоучительных басен. Особой популярностью пользовался его гимн, прославляющий Геракла. Не меньшей славой пользоваласьСафо (Сапфо), воспевающая в своих стихах любовь. Ее даже называли «Десятой музой». Современник СафоАлкей создал большое количество сколий. Во второй половинеVIвека до н. э. особенно славилсяАнакреонт, изобретавший необычайно выразительные напевы и аккомпанемент для своей поэзии. Основоположником оды считается Пиндар (ок. 518-442 или 438 до н. э.); немало им создано и эпиникий — похвальных песен в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и других спортивных играх.

Художественная агональность (соревновательность) запечатлена в мифах и в литературе Древней Греции. Кифарод Аполлон соревнуется с авлетом Марсием и побеждает его. У Гомера в «Илиаде» кифарод Фамир соревнуется в пении с музами и оказывается побежденным. Известно, что в Спарте участники совместных трапез соревновались между собой в исполнении застольных песен. Созданный Платоном литературный жанр – диалог – также представляет собой соревнование между участниками ученой беседы. Соперничество становилось активным движущим импульсом для творчества.

Первоначально музыка звучала во время спортивных соревнований и выполняла прикладную функцию. Павсаний указывает, что во время соревнований по пятиборью исполнялась сольная пьеса для авлоса. Во время бега звучала пьеса для авлоса, именовавшаяся «эндроме» (в пер. с греч., пробегаю). Шествие победителей также сопровождалось музыкантами и хорами.

Позднее появились состязания в мусических искусствах. В греческих областях они устраивались во время различных празднеств и в честь различных богов. Самыми почетными были Пифийские игры, которые проходили в Дельфах при храме Аполлона Пифийского47: сначала один раз в 8 лет, с 586 г. до н. э. - раз в 4 года. Сначала соревновались кифароды, исполнявшие гимн (пеан) в честь бога Аполлона. Победителя увенчивали лавровым венком. Позднее стали включаться состязания рапсодов, авлетов, кифаристов, хоров, поэтов. Именно на подобного рода соревнованиях оттачивалось мастерство музыкантов.