logo search
Гаврилова Л

Ah c d e f g a h c d e f g a

( b)

messe тетрахорд

соединенных

Тон аназываетсяmesse(в переводе означает средняя), он является акустическим центром системы, эталоном настройки инструментов. «На лире прежде всего настраивают мессу, а по ней – остальные струны, в противном случае получится дисгармония», - писал Дион Хризостом.

Тетрахорды, составляющие полную неизменную систему, наделялись особым значением. Аристид Квинтилиан указывал: «Мы обнаруживаем, что пять стихий соответствуют таким тетрахордам». Тетрахорд нижних – земля, тетрахорд средних – вода, тетрахорд разделенных – огонь, тетрахорд соединенных – воздух, тетрахорд верхних – эфир. Тем самым музыкально-теоретические представления греков органично вписывались в космологическую картину мира.

В более поздний период к диатоническому добавляются хроматическое и энгармоническое наклонения тетрахордов.

Хроматический тетрахорд – e-cis-c-h

Энгармонический тетрахорд – e-c-¼c-h

В практике применялись два вида нотации: Krusis- диатоническая (для инструментальной музыки) иLexis– энгармонически-хроматическая (для вокальной мелодии). Для нотации использовались буквы новоионийского алфавита: 13 буквенных знаков плюс 4 дополнительных (позднее 24 знака). В нормальном положении буквы обозначали ноты без знаков альтерации, положенная на ребро буква – повышение на ¼ тона, перевернутые слева направо – повышение на ½ тона. Обозначение длительностей практически не использовалось, так как ритм мелодии распознавался по структуре поэтического текста.