logo search
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Что подавали на стол

По сравнению с предыдущими веками, XIV – XVI вв. – время относительной сытости. Европейцы стали питаться гораздо лучше и разнообразнее, чем прежде. Во всех европейских странах бурно развивались рыболовецкие промыслы, и дары моря, а также речная рыба были существенным подспорьем к столу. Зажиточные люди могли позволить себе держать в доме запасы мяса. Хранили мясо в основном копченым. Использовать холод для длительного хранения продуктов европейцы научились не раньше конца XVI столетия. В средние века пряности, драгоценная приправа к мясным блюдам, использовались не только из-за вкусовых качеств, но и потому, что заглушали запах подпорченного мяса. Эта роль возлагалась на них и в XV, и в XVI вв. Пряности были едва ли не самым ходовым товаром в это время и помогли сколотить баснословные состояния не одному европейскому купцу-мореплавателю. Именно на пряностях покоилось могущество португальской колониальной империи в XVI в.

Высокое Средневековье «выросло на бобах». Около 1000 г. в Европе стали широко культивировать бобовые культуры, неприхотливые и дававшие хорошие урожаи. Богатые белком бобы стали главной пищей средневекового человека в XI – XII вв. Они составляли значительную часть рациона и в эпоху Возрождения. В основном, бобы были пищей бедняков – богатые люди могли удовлетворить потребность в белках хотя бы за счет мяса. Бобовые не только спасли европейцев от вымирания в конце Темных веков – они поддерживали их жизнь на протяжение еще долгого времени. Но бедняки в XV–XVI вв. знали и вкус мяса. Мясные блюда подавали во всех трактирах, которых в Европе стало огромное множество. В каждом более-менее крепком хозяйстве готовили собственные колбасы, держали домашнюю птицу.

Страх голода, долгие столетия терзавший христианскую цивилизацию, понемногу отступал. По крайней мере, голод больше не приобретал черты эпидемий, выкашивавших до половины населения того или иного региона. Но этот страх очень глубоко сидел в душах европейцев. Сказки о «стране Кокань», где по небу летают жареные гуси, а хлеб растет на деревьях, были лейтмотивом европейского фольклора в средние века, и остались им и в более поздние времена. Хотя в литературе в эпоху Возрождения гораздо реже и совершенно не так, как прежде, описывались, к примеру, пиры. В обществе образованных, обеспеченных людей в это время стал популярным пир, подобный античному – с беседами на возвышенные темы, с рассуждениями о прекрасном. Еда во время пира перестала быть главной и единственной его целью – скорее, приятным дополнением к беседе.

В XIV–XVI вв. европейское сельское хозяйство было довольно разнообразным. Помимо пшеницы и ржи, сеяли множество технических культур, среди которых немалое место занимал ячмень. Изготавливаемое из него пиво стало в эту эпоху едва ли не основным напитком в деревнях и городах. Особенно любили пиво жители стран Северной Европы – от Англии до Германии. Этот недорогой хмельной напиток прочно вошел в рацион населения Европы именно в эпоху Возрождения.

Но «подняться» выше третьего сословия пиву не удалось. Оно считалось питьем для бедных. Давно прошли времена, когда король вместе с приближенными во время трапезы опустошал бочонки слабого ячменного пива. В Европе наступило время вин. Помимо того, что выращивали собственные виноградники, вино отменного качества привозили купцы из заморских стран. Напитков крепче вина в Европе в эпоху Возрождения не знали. Коньяк был изобретен уже позднее, равно как и методы крепления вина спиртом.

Правда, уже в XV в. в Нидерландах существовал рецепт изготовления крепкого вина не из винограда, а на основе зерна. Вино это не получило особого распространения именно в силу своей непривычной для европейцев крепости и отсутствия «букета» вкуса, весьма ценившегося любителями вина в любую эпоху. Чуть позже крепкие хлебные вина стали появляться и в других странах. В основном, это были Голландия, регионы на севере Европы – от Шотландии до Германии, где не было условия для виноградарства, но хорошо произрастали рожь и ячмень.