Что подавали на стол
По сравнению с предыдущими веками, XIV – XVI вв. – время относительной сытости. Европейцы стали питаться гораздо лучше и разнообразнее, чем прежде. Во всех европейских странах бурно развивались рыболовецкие промыслы, и дары моря, а также речная рыба были существенным подспорьем к столу. Зажиточные люди могли позволить себе держать в доме запасы мяса. Хранили мясо в основном копченым. Использовать холод для длительного хранения продуктов европейцы научились не раньше конца XVI столетия. В средние века пряности, драгоценная приправа к мясным блюдам, использовались не только из-за вкусовых качеств, но и потому, что заглушали запах подпорченного мяса. Эта роль возлагалась на них и в XV, и в XVI вв. Пряности были едва ли не самым ходовым товаром в это время и помогли сколотить баснословные состояния не одному европейскому купцу-мореплавателю. Именно на пряностях покоилось могущество португальской колониальной империи в XVI в.
Высокое Средневековье «выросло на бобах». Около 1000 г. в Европе стали широко культивировать бобовые культуры, неприхотливые и дававшие хорошие урожаи. Богатые белком бобы стали главной пищей средневекового человека в XI – XII вв. Они составляли значительную часть рациона и в эпоху Возрождения. В основном, бобы были пищей бедняков – богатые люди могли удовлетворить потребность в белках хотя бы за счет мяса. Бобовые не только спасли европейцев от вымирания в конце Темных веков – они поддерживали их жизнь на протяжение еще долгого времени. Но бедняки в XV–XVI вв. знали и вкус мяса. Мясные блюда подавали во всех трактирах, которых в Европе стало огромное множество. В каждом более-менее крепком хозяйстве готовили собственные колбасы, держали домашнюю птицу.
Страх голода, долгие столетия терзавший христианскую цивилизацию, понемногу отступал. По крайней мере, голод больше не приобретал черты эпидемий, выкашивавших до половины населения того или иного региона. Но этот страх очень глубоко сидел в душах европейцев. Сказки о «стране Кокань», где по небу летают жареные гуси, а хлеб растет на деревьях, были лейтмотивом европейского фольклора в средние века, и остались им и в более поздние времена. Хотя в литературе в эпоху Возрождения гораздо реже и совершенно не так, как прежде, описывались, к примеру, пиры. В обществе образованных, обеспеченных людей в это время стал популярным пир, подобный античному – с беседами на возвышенные темы, с рассуждениями о прекрасном. Еда во время пира перестала быть главной и единственной его целью – скорее, приятным дополнением к беседе.
В XIV–XVI вв. европейское сельское хозяйство было довольно разнообразным. Помимо пшеницы и ржи, сеяли множество технических культур, среди которых немалое место занимал ячмень. Изготавливаемое из него пиво стало в эту эпоху едва ли не основным напитком в деревнях и городах. Особенно любили пиво жители стран Северной Европы – от Англии до Германии. Этот недорогой хмельной напиток прочно вошел в рацион населения Европы именно в эпоху Возрождения.
Но «подняться» выше третьего сословия пиву не удалось. Оно считалось питьем для бедных. Давно прошли времена, когда король вместе с приближенными во время трапезы опустошал бочонки слабого ячменного пива. В Европе наступило время вин. Помимо того, что выращивали собственные виноградники, вино отменного качества привозили купцы из заморских стран. Напитков крепче вина в Европе в эпоху Возрождения не знали. Коньяк был изобретен уже позднее, равно как и методы крепления вина спиртом.
Правда, уже в XV в. в Нидерландах существовал рецепт изготовления крепкого вина не из винограда, а на основе зерна. Вино это не получило особого распространения именно в силу своей непривычной для европейцев крепости и отсутствия «букета» вкуса, весьма ценившегося любителями вина в любую эпоху. Чуть позже крепкие хлебные вина стали появляться и в других странах. В основном, это были Голландия, регионы на севере Европы – от Шотландии до Германии, где не было условия для виноградарства, но хорошо произрастали рожь и ячмень.
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение