Время титанов. Чинквеченто
XVI век – время Высокого Возрождения, когда в Италии на фоне драматичных исторических событий происходит утверждение идеалов ренессансной культуры. Итальянские войны, потеря независимости городскими коммунами, нестабильность в духовной жизни общества не только не вредили, но наоборот, как будто способствовали небывалому подъему изобразительных искусств – от живописи до монументальной скульптуры и архитектуры. Многие представители Высокого Возрождения на рубеже столетий переехали за границу, найдя покровителей при королевских дворах Европы. Именно с этого времени культура Возрождения начала быстро распространяться по всем европейским странам – уже в своей зрелой форме.
Век, известный в истории как Чинквеченто, вместил множество выдающихся художников, поэтов и писателей. В отличие от XV в., Кватроченто, когда культура Возрождения преобладала в городах Италии, Чинквеченто стал веком переходным. Искусство Возрождения уступило место маньеризму, а затем искусству барокко, доминирующему на протяжении всего XVII в. Наиболее крупные представители искусства Высокого Возрождения – те, кого относят к «титанам Возрождения» – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль, три художника, с наибольшей полнотой отразившие в своем творчестве идеи и художественные идеалы Ренессанса.
Культура Чинквеченто как исторический феномен отличается от культуры Раннего Возрождения. Это не ломка прежних стереотипов, не революция в искусстве, а развитие эволюционного цикла, начатого в период Кватроченто. Это доведение до логического конца всех основных идей, тенденций и умонастроений, сформулированных в конце XV в. гуманистической мыслью. Несмотря на то, что невозможно провести четкую границу между одним и другим веками художественного развития, нельзя и утверждать, что Чинквеченто – логическое продолжение тенденций Кватроченто. Хотя принципы и идеалы гуманистической культуры остались в целом неизменными, зато изменился, расширился круг интересов человека, восприятие жизни стало более сложным, чем прежде. Изменился, наконец, сам дух, само ощущение жизни. Человек, познавший и подчинивший себе мир, погрузился почти исключительно в мирские заботы, оставив мысли о потустороннем мире. Отсюда – большая свобода мысли, в том числе по отношению к религии, большее желание и возможности получать наслаждение от жизни. Открытое и полное выражение своих чувств приобретает в эпоху Чинквеченто не меньшее значение, чем в Кватроченто – реализация творческой мощи человеческого разума.
К строгости и рационализму раннего Возрождения в эпоху Чинквеченто добавились эмоции, страсти и желания. Человек Возрождения обрел душу. В творчестве великих мастеров Высокого Возрождения полностью реализовалась мечта гуманистов Кватроченто о гармонии между разумом и эмоциями – несмотря на необычайное разнообразие форм искусства, свято соблюдались принципы равновесия, контроля художника над материалом, а не наоборот, и чувства меры, привитого еще гуманистами.
-
Содержание
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение