logo
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Время титанов. Чинквеченто

XVI век – время Высокого Возрождения, когда в Италии на фоне драматичных исторических событий происходит утверждение идеалов ренессансной культуры. Итальянские войны, потеря независимости городскими коммунами, нестабильность в духовной жизни общества не только не вредили, но наоборот, как будто способствовали небывалому подъему изобразительных искусств – от живописи до монументальной скульптуры и архитектуры. Многие представители Высокого Возрождения на рубеже столетий переехали за границу, найдя покровителей при королевских дворах Европы. Именно с этого времени культура Возрождения начала быстро распространяться по всем европейским странам – уже в своей зрелой форме.

Век, известный в истории как Чинквеченто, вместил множество выдающихся художников, поэтов и писателей. В отличие от XV в., Кватроченто, когда культура Возрождения преобладала в городах Италии, Чинквеченто стал веком переходным. Искусство Возрождения уступило место маньеризму, а затем искусству барокко, доминирующему на протяжении всего XVII в. Наиболее крупные представители искусства Высокого Возрождения – те, кого относят к «титанам Возрождения» – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль, три художника, с наибольшей полнотой отразившие в своем творчестве идеи и художественные идеалы Ренессанса.

Культура Чинквеченто как исторический феномен отличается от культуры Раннего Возрождения. Это не ломка прежних стереотипов, не революция в искусстве, а развитие эволюционного цикла, начатого в период Кватроченто. Это доведение до логического конца всех основных идей, тенденций и умонастроений, сформулированных в конце XV в. гуманистической мыслью. Несмотря на то, что невозможно провести четкую границу между одним и другим веками художественного развития, нельзя и утверждать, что Чинквеченто – логическое продолжение тенденций Кватроченто. Хотя принципы и идеалы гуманистической культуры остались в целом неизменными, зато изменился, расширился круг интересов человека, восприятие жизни стало более сложным, чем прежде. Изменился, наконец, сам дух, само ощущение жизни. Человек, познавший и подчинивший себе мир, погрузился почти исключительно в мирские заботы, оставив мысли о потустороннем мире. Отсюда – большая свобода мысли, в том числе по отношению к религии, большее желание и возможности получать наслаждение от жизни. Открытое и полное выражение своих чувств приобретает в эпоху Чинквеченто не меньшее значение, чем в Кватроченто – реализация творческой мощи человеческого разума.

К строгости и рационализму раннего Возрождения в эпоху Чинквеченто добавились эмоции, страсти и желания. Человек Возрождения обрел душу. В творчестве великих мастеров Высокого Возрождения полностью реализовалась мечта гуманистов Кватроченто о гармонии между разумом и эмоциями – несмотря на необычайное разнообразие форм искусства, свято соблюдались принципы равновесия, контроля художника над материалом, а не наоборот, и чувства меры, привитого еще гуманистами.