Новый этап Реформации
Крестьянская война, несмотря на свой размах и решительные действия повстанцев, была обречена на поражение. В отличие от горожан или дворянства, крестьяне не были сформированы как сословие, не имели опыта совместных действий. К тому же война, которую они начали, преследовала в первую очередь цели религиозной, а не общественной реформы. Социальные вопросы в армии, состоявшей из представителей самых разных общественных групп, неминуемо должны были возникнуть. На почве требований общественной реформы постоянно возникали разногласия и между самими восставшими, и между их руководителями. Политической силой германское крестьянство никогда не было. А бюргеры, представлявшие серьезную силу в государстве, после начала крестьянских волнений предпочли выступить против «мужичья». Мартин Лютер, чьи пламенные речи в свое время дали толчок всему движению Реформации, открыто выступил против мятежников, призывая убивать их, как бешеных собак. Разгром Крестьянской войны, вожди которой ратовали за реформу и объединение империи, привел только к еще большему ее развалу. Крупные феодалы и князья на волне всеобщего недовольства церковью сумели добиться секуляризации части церковных земель. Города, примкнувшие к восставшим, были либо захвачены, либо предпочли капитулировать перед превосходящими военными силами феодалов.
Рис. 42 [Илл. – Городская жизнь в Германии. Гравюра Г. Бэгама. XVI в. (Детский Плутарх, стр. 232)]
Анабаптисты, потерявшие во время Крестьянской войны своего главного идеолога – Мюнцера, не сдались. Центр их активности переместился на границу с Нидерландами, северо-запад страны. В Нидерландах, с 1516 г. входивших в состав империи Габсбургов, уже зрело недовольство жестокими методами правления «католического императора» Карла V. Проповедники анабаптистских идей из Нидерландов перебирались в соседние германские области. Там движение Реформации достигло довольно сильной активности, и религиозная свобода была больше, чем в Нидерландах. К 1534 г. центром анабаптистов стал северогерманский город Мюнстер. В феврале 1534 г. анабаптистам удалось получить большинство голосов в городском совете и организовать коммуну, основанную на пропагандируемых ими принципах христианского равенства и «божественного права».
Должностные лица коммуны «Нового Иерусалима» (так стал называться Мюнстер) ходили по домам горожан, переписывая имущество. У состоятельных граждан отбирали излишки и перераспределяли их в пользу бедняков. Обычным явлением в городе стали общие трапезы, организованные магистратом. Анабаптисты упразднили деньги и отобрали у горожан все украшения из драгоценных металлов. Идеи имущественного равенства мюнстерские сектанты взяли из Евангелия, а государственное устройство – из Ветхого Завета, по образцу Иудейского царства. Возглавил коммуну проповедник и блистательный оратор Иоанн Лейденский, обладавший поистине царской, то есть неограниченной властью, которую должен был поставить, в соответствии с заповедями анабаптистов, на службу коммуне.
До того, как власть в Мюнстере перешла в руки сектантов, он был епископальным городом, то есть находился в феодальных владениях епископа Мюнстерского. Епископ, при помощи светских и духовных феодалов, попытался силой изгнать «еретиков» из города. Но с первого раза ему это не удалось – коммуна была готова к тому, чтобы отстаивать свои убеждения с оружием в руках. Началась осада города, продолжавшаяся больше года. Мюнстеру удалось продержаться так долго в первую очередь за счет строжайшей дисциплины среди членов коммуны и жесткого контроля со стороны правительства за расходом продовольствия. Однако в конце концов город был взят штурмом. Сектанты, понимая, что пощады им не будет, кончали жизнь самоубийством – сжигали себя заживо или бросались без оружия на штурмующих. Тех руководителей коммуны, кто уцелел после штурма и был захвачен в плен, подвергли жесточайшим пыткам, а затем мучительной казни.
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение