logo
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Английское Возрождение

Эпоха Возрождения в английской литературе – это вторая половина XVI в. Как и в остальных европейских странах, новые тенденции в литературе коснулись прежде всего самого гибкого из видов литературы – лирики. Расцвет ренессансной поэзии в Англии знаменовало собой творчество Эдмунда Спенсера, выдающегося реформатора поэтической формы и художественного языка.

Выходец из низших слоев общества, Спенсер получил образование в Лондонском университете, затем попал в круг гуманистов, где близко сошелся с Филиппом Сиднеем, первым теоретиком новой национальной поэзии. От Сиднея Спенсер воспринял неоплатонические идеи, легшие в основу его поэтического мировосприятия. Отношение к поэзии как к отражению некоего идеального мира проявилось уже в первом произведении Спенсера – «Пастушьем календаре», опубликованном в 1579 г. С формальной точки зрения, эклоги, входящие в состав книги (12, по числу месяцев в году), – дань античной поэзии. Аллегорическая поэзия Спенсера многое унаследовала от античной традиции, но все его аллегории привязаны к современной поэту реальности. Сельский мир «Календаря» имеет общие черты с английской деревней, но чисто внешние, пейзажные. Сам же мир, в котором обитают «поселяне» – мир, отражающий не реальность, а представления Спенсера об идеальных человеческих взаимоотношениях.

Самое известное произведение Спенсера – поэма «Королева фей», попытка восстановления традиции рыцарского романа в новой культурной среде – придворном обществе королевы Елизаветы. Галантное описание подвигов рыцарей короля Артура, несущих службу у королевы фей, под маской которой скрывалась сама королева, было данью новой придворной моде на «куртуазность», но не на куртуазность провансальской лирики, а на внешний блеск и изящество.