logo
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Учителю и ученику

«Молот ведьм», впервые напечатанный в конце 80-х годов XV в., был далеко не единственным сочинением на тему о ведьмах. Это был не трактат о ведовстве, а именно практическое пособие для следователей-инквизиторов. Именно после выхода «Молота ведьм» преследование ведовства в Европе разгорелось с необычайной силой.

Сама книга, вышедшая почти одновременно с папской буллой, проклинавшей ведовство, пользовалась огромной популярностью. За полтора столетия «Молот ведьм» выдержал около 30 изданий, и это в то время, когда книгопечатание еще не было широко распространено и не имело мощной базы.

Пыточное ремесло в эпоху Возрождения поднялось в ранг истинного искусства. Механика, почти не находившая применения в промышленности, в полной мере нашла его в пыточных камерах. Верным средством добиться правды от обвиняемого была дыба. Человека подвешивали за руки, связав их за спиной и подняв вверх. Под весом собственного тела у несчастного выходили из суставов кости, рвались сухожилия. Дыбу нередко сочетали с пыткой огнем, добиваясь самых ужасных признаний о связи с дьяволом и о злодеяниях, которые творил колдун по наущению нечистого. Пожалуй, даже в Темные века христиане не издевались над единоверцами столь изощренно и жестоко. Пытки, которые приходилось вытерпеть христианским мученикам первых веков христианства, истязания, которым скандинавские епископы подвергали язычников, зверства, которые франкские графы творили над непокорными епископами – все это вряд ли сопоставимо по масштабам с тем, через какие муки приходилось пройти обвиняемым в колдовстве в XV–XVI вв. Пыточный арсенал инквизиторов носил довольно разнообразные названия, поэтически приоткрывавшие сущность того или иного приспособления. «Испанским сапогом», к примеру, называлась колодка, которую надевали на ногу обвиняемому и начинали сжимать тисками, дробя кости ступни. Некоторые другие пыточные приспособления носили имена тех христианских святых, которые впервые перенесли соответствующую пытку.

И инквизиторы, и общинные судилища нередко прибегали к «испытанию водой». Эта проверка применялась по отношению к предполагаемым ведьмам. Подозреваемую связывали по рукам и ногам и с молитвой бросали в реку. Если она оставалась на поверхности, это было верным признаком связи с дьяволом. Не желая терять верную прислужницу, сатана поддерживал ее на плаву. Других доказательств не требовалось, ведьму вылавливали из воды и сжигали. Если же женщина шла ко дну, ее считали оправданной и хоронили как христианку.

В процессах над ведьмами христианские догматы тесно сплетались с языческими суевериями. Библия гласила, что у слуг дьявола на теле существуют особые метки. То же утверждали и богословы, изучавшие козни нечистого. Во время суда подозреваемого раздевали догола, заносили в протокол подробное описание всех родинок на его теле. Подозрительно крупную родинку или нарост необычной формы протыкали длинной иглой. Если в месте укола не выступала кровь, родинка почти наверняка была «дьявольской меткой».