logo
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

По поводу и без повода

Франциск I прославился не только своими деяниями по укреплению королевской власти во Франции. По свидетельству историков, он первым из королей стал мотивировать свои решения не прикрываясь государственной необходимостью, а прямо заявляя: «Нам так приятно».

Потеря доходов компенсировалась сравнительно устойчивым положением католической церкви во Франции. Королю церковь не мешала и даже приносила доходы, дворянство так или иначе находилось под его полным влиянием, а прочные позиции феодализма не давали почвы для роста семян протестантской ереси. К тому же, во Франции была очень сильная богословская традиция (прежде всего, в Парижском университете). А французский гуманизм, в отличие от немецкого, не был особенно тесно связан с городской культурой, главной питательной средой для идей Реформации. Кроме того, католицизм был для французов тем цементом, который скреплял единство нации. Принцип, который исповедовала большая часть Франции, включая и промышленные регионы севера – «Единый король, единая вера». Король поддерживал католицизм, а французские мануфактуристы еще со времен Людовика XI были очень близки к королевскому двору.

Рис. 92 [Илл. – Ф. Клуэ. «Портрет Дианы Пуатье». (Renaissance, стр. 270)]

Однако в начале XVI в. идеи Реформации стали проникать во Францию. Поначалу протестантское движение не встретило поддержки, но в 30-е гг. протестанты, среди которых было немало последователей Лютера (беженцев из Германии, спасавшихся от императора Карла V), стали доставлять немало хлопот королевскому правительству и епископам. Франциск решил особенно не церемониться с еретиками. В 1535 г. было арестовано около трехсот лютеран, тридцать пять человек по приговору суда инквизиции были сожжены. Это не остановило сторонников новой религии. Движение протестантизма набирало силу, особенно в городах Южной Франции, где промышленники были не так близки ко двору, как на Севере. Преемник Франциска на французском троне Генрих II был вынужден даже создать специальную судебную палату для рассмотрения дел кальвинистов (именно это учение было особенно популярно во Франции).

Рис. 93 [Илл. – Франциск I. Гравюра XVI в. (Детский Плутарх, стр. 251)]