Последователи и подражатели
Джотто разработал новый формальный язык живописи. Его достижениями, особенно в области объемов и организации пространства, стали широко пользоваться практически все итальянские художники Треченто. Таким образом, живопись, при всем разнообразии вкусов и тенденций, обрела новый фундамент – не только художественный, но и идейный.
Гениальность Джотто косвенно подтверждалась и тем фактом, что мимо творчества этого художника так или иначе не прошел никто. В Италии у Джотто было много как прямых последователей и подражателей, так и тех, кто открыто возражал против идей флорентийского мастера. Так, художники сиенской школы открыто выступали против новшеств Джотто, и основывали свою живопись на совершенно иных предпосылках, добившись весьма интересных результатов. Но и сиенцы, дискутируя с Джотто, заимствовали у него ряд приемов формального и композиционного порядка.
Рис. 282 [Илл. – Неизвестный мастер. «Аллегория покорности». Нижняя церковь базилики. Ассизи. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 133 рис. 194)]
Среди тех, кто объявлял себя последователями Джотто, нашлось очень мало художников, способных по-настоящему осознать всю революционность его открытий. Большинство их не пошло дальше формальной стороны, не сумев проникнуть в самый дух джоттовской реформы. Формулы и схемы, бывшие для Джотто плодом долгих раздумий и тщательных поисков, или, напротив – результатом озарений, применялись ими как лекало.
Школы, в которых использовалась и пропагандировалась живописная техника Джотто, возникли уже в первой половине Треченто по всей Италии, прежде всего, в тех городах, где он когда-то работал сам. Так, ассизские работы мастера давали почву для вдохновения живописцев умбрийской школы, а также флорентийцев. Падуанский и флорентийский периоды его творчества, напротив, стали отправной точкой для непосредственных учеников Джотто – Таддео Гадди, Джоттино, Мазо, Бернардо Дадди. Основываясь на поэтическом языке позднего Джотто, эти художники создали новую живопись, ставшую шагом вперед по сравнению с живописью их наставника.
Несмотря на довольно большое количество работ последователей Джотто, дошедших до наших дней, представляется довольно сложным воссоздать этапы развития джоттовской живописной традиции. С одной стороны, на руках у историков есть множество картин, с другой – имена многочисленных художников, упоминавшиеся в хрониках или официальных документах эпохи, но без указаний на то, что именно они писали. Однако отчетливо выраженная стилистическая окраска каждой из школ последователей Джотто, упомянутая чуть выше, дает какую-то возможность классификации.
Художники умбрийской школы остались по большей части безымянными. Им принадлежат росписи базилики святого Франциска в Ассизи, созданные уже после смерти Джотто, но несущие все признаки его художественного языка. Многие из фресок подражателей даже принимали одно время за работы самого Джотто. Флорентийские же последователи делятся на две группы. В первую входят прото-джоттисты, первые последователи, чья живопись близка по формальным и стилистическим решениям к ассизскому периоду творчества Джотто. Вторая группа – великие ученики, завершившие своим творчеством второй половины века развитие джоттовской традиции.
Рис. 283 [Илл. – Джулиано да Римини. Полиптих с мадонной и святыми. Бостон, Гарднеровский музей. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 135 рис. 197)]
Вторая группа – наиболее многочисленная и наиболее интересная с точки зрения истории искусства. Самые верные и последовательные ученики Джотто – Таддео Гадди и Бернардо Дадди. Таддео занимался росписями ряда флорентийских церквей, ему принадлежат великолепные фрески в церкви Санта Кроче. Стиль Гадди – основательные, насыщенные формы, живые и разнообразные краски. Двигаясь по пути, намеченному Джотто, он стремился к еще большему упрощению и сбалансированности композиции картины. Геометрическое членение пространства картины, технические приемы, которые использовал еще Джотто, максимально приближают творчество Гадди к работам его учителя. Бернардо Дадди, напротив, соединил в своем творчестве джоттовскую линию с достижениями сиенской школы, оппозиционной Джотто. Естественность Джотто в живописной манере Дадди трансформировалась в некоторый примитивизм, а сиенская традиция придала этому примитивизму сильный готический оттенок.
Рис. 284 [Илл. – Таддео Гадди. «Явление святого Франциска на капитуле в Арле». Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 147 рис. 214)]
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение