logo
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Последователи и подражатели

Джотто разработал новый формальный язык живописи. Его достижениями, особенно в области объемов и организации пространства, стали широко пользоваться практически все итальянские художники Треченто. Таким образом, живопись, при всем разнообразии вкусов и тенденций, обрела новый фундамент – не только художественный, но и идейный.

Гениальность Джотто косвенно подтверждалась и тем фактом, что мимо творчества этого художника так или иначе не прошел никто. В Италии у Джотто было много как прямых последователей и подражателей, так и тех, кто открыто возражал против идей флорентийского мастера. Так, художники сиенской школы открыто выступали против новшеств Джотто, и основывали свою живопись на совершенно иных предпосылках, добившись весьма интересных результатов. Но и сиенцы, дискутируя с Джотто, заимствовали у него ряд приемов формального и композиционного порядка.

Рис. 282 [Илл. – Неизвестный мастер. «Аллегория покорности». Нижняя церковь базилики. Ассизи. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 133 рис. 194)]

Среди тех, кто объявлял себя последователями Джотто, нашлось очень мало художников, способных по-настоящему осознать всю революционность его открытий. Большинство их не пошло дальше формальной стороны, не сумев проникнуть в самый дух джоттовской реформы. Формулы и схемы, бывшие для Джотто плодом долгих раздумий и тщательных поисков, или, напротив – результатом озарений, применялись ими как лекало.

Школы, в которых использовалась и пропагандировалась живописная техника Джотто, возникли уже в первой половине Треченто по всей Италии, прежде всего, в тех городах, где он когда-то работал сам. Так, ассизские работы мастера давали почву для вдохновения живописцев умбрийской школы, а также флорентийцев. Падуанский и флорентийский периоды его творчества, напротив, стали отправной точкой для непосредственных учеников Джотто – Таддео Гадди, Джоттино, Мазо, Бернардо Дадди. Основываясь на поэтическом языке позднего Джотто, эти художники создали новую живопись, ставшую шагом вперед по сравнению с живописью их наставника.

Несмотря на довольно большое количество работ последователей Джотто, дошедших до наших дней, представляется довольно сложным воссоздать этапы развития джоттовской живописной традиции. С одной стороны, на руках у историков есть множество картин, с другой – имена многочисленных художников, упоминавшиеся в хрониках или официальных документах эпохи, но без указаний на то, что именно они писали. Однако отчетливо выраженная стилистическая окраска каждой из школ последователей Джотто, упомянутая чуть выше, дает какую-то возможность классификации.

Художники умбрийской школы остались по большей части безымянными. Им принадлежат росписи базилики святого Франциска в Ассизи, созданные уже после смерти Джотто, но несущие все признаки его художественного языка. Многие из фресок подражателей даже принимали одно время за работы самого Джотто. Флорентийские же последователи делятся на две группы. В первую входят прото-джоттисты, первые последователи, чья живопись близка по формальным и стилистическим решениям к ассизскому периоду творчества Джотто. Вторая группа – великие ученики, завершившие своим творчеством второй половины века развитие джоттовской традиции.

Рис. 283 [Илл. – Джулиано да Римини. Полиптих с мадонной и святыми. Бостон, Гарднеровский музей. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 135 рис. 197)]

Вторая группа – наиболее многочисленная и наиболее интересная с точки зрения истории искусства. Самые верные и последовательные ученики Джотто – Таддео Гадди и Бернардо Дадди. Таддео занимался росписями ряда флорентийских церквей, ему принадлежат великолепные фрески в церкви Санта Кроче. Стиль Гадди – основательные, насыщенные формы, живые и разнообразные краски. Двигаясь по пути, намеченному Джотто, он стремился к еще большему упрощению и сбалансированности композиции картины. Геометрическое членение пространства картины, технические приемы, которые использовал еще Джотто, максимально приближают творчество Гадди к работам его учителя. Бернардо Дадди, напротив, соединил в своем творчестве джоттовскую линию с достижениями сиенской школы, оппозиционной Джотто. Естественность Джотто в живописной манере Дадди трансформировалась в некоторый примитивизм, а сиенская традиция придала этому примитивизму сильный готический оттенок.

Рис. 284 [Илл. – Таддео Гадди. «Явление святого Франциска на капитуле в Арле». Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 147 рис. 214)]