Абсолютизм в XVI веке
Людовик XI заложил прочный фундамент королевской власти. Громадной заслугой его наследников стало то, что они сумели не только не растерять, но и приумножить эту власть. В XVI в. Франция стала наиболее централизованным государством Западной Европы, и самым большим территориально (если считать континентальные владения).
Первый действительно абсолютный монарх – Франциск I Валуа, правил в 1515–1547 гг. Сосредоточив в своих руках государственную власть, он лично принимал все решения, касавшиеся всех аспектов жизни страны. При Франциске ни разу не созывались Генеральные штаты. Он чувствовал себя достаточно уверенно, чтобы не прибегать к «гласу народа» для одобрения своих решений. При Франциске впервые открыто прозвучал тезис о том, что воля короля сама по себе есть закон для всех его подданных. Лишь изредка, при крайней необходимости, король собирал назначенных им же нотаблей, которые утверждали его решения.
Рис. 90 [Илл. – Франциск I. Портрет 1525 г. (Renaissance, стр. 254)]
Франциск I Валуа (1494–1547) – король Франции с 1515 г.
К XVI в. ни о каком единстве христианского мира уже не могло быть и речи. Каждая страна шла по своему пути развития, подчиняясь сложившимся законам. Тем не менее, в политике всех европейских государств присутствовал один общий фактор – отношения светской власти с католической церковью. В Германии церковь и император совместно выступали против высшего дворянства, в Англии короли и дворяне совместно боролись с церковью – во Франции же короли разговаривали с папами с позиции спокойной силы. Давняя история авиньонского пленения пап не прошла даром для римской курии, и папы не пытались давить на французских королей практически ни в чем. Франциск I не конфликтовал с папой отчасти и потому, что главный спорный вопрос – о церковных доходах – был еще при его предшественнике решен в пользу трона. Согласно Болонскому конкордату 1516 года, король имел право лично назначать епископов в своих владениях, хотя папа и должен был утвердить кандидатуру. Если епископ долго не назначался, все это время доходы от его должности поступали не в папскую, а в королевскую казну. Франциск часто пользовался этой статьей конкордата, и папа не мог ничего поделать с тем, что доходы от богатейших провинций проходят мимо его казны.
Рис. 91 [Илл. – Франциск I в молодости. Рисунок XVI в.(Детский Плутарх, стр. 247)]
Авиньонское пленение пап – период с марта 1309 по январь 1377 г., когда папский престол находился во французском городе Авиньон, а сами папы были под политическим контролем королей Франции.
Болонский конкордат 1516 года – договоренность между Франциском I и папой Львом Х Медичи. Согласно конкордату, король делал серьезные уступки папству, получая взамен финансовые привилегии.
-
Содержание
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение