Конец Дуэченто
Вторая половина XIII столетия в итальянском искусстве – это переходный период от романского искусства к краткому периоду господства готики, а в пластических искусствах (в первую очередь, в живописи) – время формирования фундамента новой художественной культуры. Готическое искусство, господствовавшее во всей Европе с конца XII до XVI вв., в Италии было развито в незначительной степени, в достаточно краткий период кризиса. Этот кризис, рубеж XIV и XV вв., Треченто и Кватроченто, предварял полный отказ от художественных принципов средневекового искусства и становление культуры Возрождения. В общем и целом, итальянская готика была заимствованием из иностранных культур. Однако это заимствование заняло важную роль в истории архитектуры итальянских городов-коммун. Оно стимулировало отход от романской архитектуры, возврат к классической традиции.
Рис. 239 [Илл. – План кафедрального собора в Сиене. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 12 рис. 5)]
Небольшая популярность готического искусства в Италии весьма интересно объясняется самими итальянцами. Согласно ряду искусствоведческих теорий, новизна готики соответствовала устремлениям итальянских творцов конца Средневековья. Но дух готического искусства, его формальные принципы не отвечали традиции итальянского искусства. Язык и выразительные средства готики, мощное стремление соборов вверх были в глазах итальянцев стремлением в никуда, не имеющим определенной цели. Четко ритмизованные архитектурные формы, в которые была заложена тенденция бесконечного повторения, не отвечали запросам мастеров, привыкших видеть в любом произведении строгие пропорции и законченность композиции. В то же время, готическое искусство представлялось в достаточной степени абстрактным, а именно от абстракции и старались уходить художники-ремесленники итальянских коммун. Романское искусство Центральной Италии уже в конце Дуэченто вполне реализовало стремление к ясной форме, к классическим пропорциям.
Глубокое обновление выразительных средств и форм шло в Италии на рубеже XIII и XIV вв. в направлении, прямо противоположном тому, которое предлагала готика. Скульпторы и архитекторы стремились вернуться к ясным соотношениям пространства и света, формы и объема, массы и размера. Возврат к классической гармонии форм стал толчком к стремительному и всестороннему развитию нового искусства XIV – XV столетий.
-
Содержание
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение