logo
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Конец Дуэченто

Вторая половина XIII столетия в итальянском искусстве – это переходный период от романского искусства к краткому периоду господства готики, а в пластических искусствах (в первую очередь, в живописи) – время формирования фундамента новой художественной культуры. Готическое искусство, господствовавшее во всей Европе с конца XII до XVI вв., в Италии было развито в незначительной степени, в достаточно краткий период кризиса. Этот кризис, рубеж XIV и XV вв., Треченто и Кватроченто, предварял полный отказ от художественных принципов средневекового искусства и становление культуры Возрождения. В общем и целом, итальянская готика была заимствованием из иностранных культур. Однако это заимствование заняло важную роль в истории архитектуры итальянских городов-коммун. Оно стимулировало отход от романской архитектуры, возврат к классической традиции.

Рис. 239 [Илл. – План кафедрального собора в Сиене. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 12 рис. 5)]

Небольшая популярность готического искусства в Италии весьма интересно объясняется самими итальянцами. Согласно ряду искусствоведческих теорий, новизна готики соответствовала устремлениям итальянских творцов конца Средневековья. Но дух готического искусства, его формальные принципы не отвечали традиции итальянского искусства. Язык и выразительные средства готики, мощное стремление соборов вверх были в глазах итальянцев стремлением в никуда, не имеющим определенной цели. Четко ритмизованные архитектурные формы, в которые была заложена тенденция бесконечного повторения, не отвечали запросам мастеров, привыкших видеть в любом произведении строгие пропорции и законченность композиции. В то же время, готическое искусство представлялось в достаточной степени абстрактным, а именно от абстракции и старались уходить художники-ремесленники итальянских коммун. Романское искусство Центральной Италии уже в конце Дуэченто вполне реализовало стремление к ясной форме, к классическим пропорциям.

Глубокое обновление выразительных средств и форм шло в Италии на рубеже XIII и XIV вв. в направлении, прямо противоположном тому, которое предлагала готика. Скульпторы и архитекторы стремились вернуться к ясным соотношениям пространства и света, формы и объема, массы и размера. Возврат к классической гармонии форм стал толчком к стремительному и всестороннему развитию нового искусства XIV – XV столетий.