По поводу и без повода
Ни природный дар, ни образованность не помогли бы Лютеру в его борьбе против католицизма, если бы саксонский проповедник не обладал несокрушимой верой. Вера Лютера была настолько сильна, что однажды в замке Вартбург ему довелось увидеть черта. Чтобы изгнать нечистого, Лютер швырнул в него находившейся под рукой чернильницей (он как раз работал над переводом Библии). Чернильное пятно, оставшееся на стене в том месте, где стоял черт, и до сих пор иногда показывают доверчивым туристам.
Пока Лютер ездил в Вормс, в Саксонии его лозунги побудили противников католической церкви на открытые действия. Радикалов возглавил коллега Лютера профессор Виттенбергского университета Карлштадт. Под его руководством начались погромы католических церквей, надругательство над иконами и статуями святых. Карлштадт провозгласил католическую мессу языческим идолопоклонством. Карлштадт и его сторонники наметили первый серьезный раскол в Реформации. Лютер был сторонником умеренной реформы, затрагивавшей только церковь. Во всех проповедях он призывал к усилению светской власти, которая, по его мнению, была единственной силой, способной сплотить нацию. На этой почве он и добился поддержки курфюрстов. Карлштадт же призывал к реформе всего общества, основным тезисом был следующий: «Лишь тот обретет спасение, кто в поте лица зарабатывает хлеб свой». Лютера поддерживали князья и верхушка городской знати. На стороне Карлштадта выступило среднее бюргерство.
Лютер стронул лавину, которая покатилась по всей Германии. От единого реформационного движения один за другим откалывались новые лагеря со своими лидерами. Некоторые из них были откровенно еретического толка. К ним относилось, например, движение анабаптистов, возникшее в городе Цвиккау. Его первым лидером стал городской подмастерье Николаус Шторх. Анабаптисты не признавали крещения младенцев, поскольку человек должен принять Христа и умом, и сердцем, а такое возможно только в зрелом возрасте. Ставя под сомнение само таинство крещения, Шторх зашел еще дальше. Он отрицал святость Писания, называя Новый Завет «омертвелой книгой». Основу учения Шторха составлял тезис о том, что божественное откровение может снизойти на любого человека, и тот сможет пророчествовать, подобно ветхозаветным пророкам. Озарения, снисходившие на своих братьев по вере, анабаптисты ставили гораздо выше новозаветных заповедей.
Анабаптисты (от греч. anabaptizo – вновь погружаю) – радикальное сектантское течение в народной Реформации в Германии в XVI в. Среди их главных расхождений с официальной церковью было требование крещения в сознательном возрасте, отмена церковной иерархии, непризнание духовных и светских властей.
Первое время анабаптисты оставались всего лишь еретической сектой, каких было немало в Германии в это время. Но вскоре во главе их встал человек, превративший анабаптизм в широкое общественное движение. Это был проповедник Томас Мюнцер. Свою проповедническую деятельность Мюнцер начал как верный сторонник Лютера. Но после 1520 г. он начал отходить от умеренных лозунгов саксонца. В отличие от Лютера и Карлштадта, Мюнцер проповедовал идеи социального равенства, обращенные на беднейшие слои германского населения – крестьянство. В конце концов, движение за Реформацию раскололось на два лагеря. Во главе первого, в который входили князья и высшие слои бюргерства, встал Лютер. Во второй лагерь входили крестьяне и плебеи. Его возглавил Мюнцер, ставший непримиримым противником своего бывшего учителя. Под руководством Мюнцера анабаптисты стали готовить народное восстание против княжеской власти по всей стране.
Томас Мюнцер (ок. 1490 – 1525) – теоретик Реформации, сторонник анабаптизма, руководитель активных действий против церковных и светских властей Германии.
Рис. 35 [Илл. – Немецкие крестьяне. Гравюра Г. Бэгама. XVI в. (Детский Плутарх, стр. 236 нижн. лев. рис.)]
Эта подготовка проходила под лозунгами не только социальных реформ, но и реформ церковных. Анабаптист Мюнцер отрицал Новый Завет как единственный источник божественного откровения. Мюнцер провозглашал, что дух христианской веры – не в букве, то есть не в тексте Писания. Бог, по словам Мюнцера, являл свое откровение в человеческом разуме, и идеи веры можно было постичь умом, не прибегая к толкованию священника. Как и практически все остальные германские сторонники реформ, Мюнцер полагал главным путем к спасению труд на благо других – причем труд физический, а не духовный. Безбожник, в понимании Мюнцера и анабаптистов – тот, кто своими делами причиняет вред другим людям. Таким образом, под категорию безбожников попадали и князья, и духовные власти, и даже император.
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение