Церковная готика
Итак, готический стиль, пришедший в Италию с другой стороны Альп, из Франции, не проник до конца в художественную культуру городских коммун, хотя и был усвоен итальянскими архитекторами в XIII – XIV вв. как в церковной, так и в гражданской архитектуре. Дуэченто в Италии – по-прежнему период господства романской архитектуры, на которую накладываются элементы готики – как структурные (стрельчатые арки, новые конструкции сводов), так и декоративные (отделка порталов, церковных окон). Первыми стали строить готические храмы монахи цистерцианского ордена, однако и в этих храмах чувствуется сильнейшее влияние романского искусства – мощные стены, структурная простота строений. Первая половина Дуэченто – это либо сочетание двух направлений с сознательной игрой на контрасте, либо преимущественно декоративное присутствие готических элементов. Лишь со второй половины XIII в. готика окончательно возобладала над романским искусством. Все больше отдаляясь от тяжеловесных, статичных романских структур, итальянская церковная архитектура этого периода тяготела к использованию изобразительных средств готики в рамках многовековой культурной традиции классического искусства.
Рис. 240 [Илл. – Интерьер церкви Санта Мария над Минервой. Рим (Storia dell'arte, т. 2 стр. 15 рис. 8)]
Так, итальянские архитекторы сознательно сдерживали вертикальную устремленность, присущую готике, путем расширения зданий по горизонтали. Массивные поддерживающие элементы и внешняя сторона стен нередко были украшены чередующимися горизонтальными полосами белого и красного камня. Это придавало сооружению дополнительную визуальную массивность (прием, использовавшийся еще в романской архитектуре). Главная нагрузка, как и в романских соборах, ложилась на периметральные стены здания. Упрощались и декоративные элементы готики. Очень редко использовались стрельчатые арки, сводились к минимуму многочисленные фиалы, краббы, пинакли, декоративные водостоки. Скульптура, украшающая стены любого европейского готического собора, в Италии допускалась лишь в качестве украшения порталов. Статичная, четкая (романская по сути своей) форма в итальянской готике доминировала над динамичностью и неопределенностью заальпийской готики. Как внешний вид, так и внутреннее пространство церквей этого периода сохраняли романские изобразительные приемы, основанные на ясных, завершенных соотношениях, четкое единство и органичность, присущие раннехристианским церквям.
Рис. 241 [Илл. – Интерьер верхней церкви базилики святого Франциска в Ассизи. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 10 рис. 1)]
Один из самых выдающихся образцов слияния готики и романской архитектуры – Верхняя церковь базилики святого Франциска в его родном городе Ассизи. Сама базилика состоит из двух церквей – Нижней, созданной еще при жизни святого, и Верхней, воздвигнутой чуть позже. Расположенная под землей Нижняя церковь – типичный образчик романской архитектуры – с толстыми стенами, мощными пилястрами, с арками, четко членящими внутреннее пространство. Лишь некоторые элементы – первый пролет, боковые капеллы, стрельчатые своды – несут отпечаток примитивной готики.
Рис. 242 [Илл. – Нижняя церковь базилики святого Франциска в Ассизи. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 11 рис. 3: нижн. лев.) ]
Верхняя церковь была начата в 1228 г., через два года после смерти Франциска, и завершена в 1253 г. В отличие от Нижней, с низким потолком и тяжелыми арками, Верхняя церковь гораздо просторнее. Она состоит из одного нефа с трансептом, потолок перекрывают высокие и широкие стрельчатые своды. Нервюры собраны в пилястры, тянущиеся вдоль стен. При этом, если архитектурные и отчасти декоративные элементы Верхней церкви (широкие стрельчатые окна, ребра сводов и многое другое) очень близки к классической французской готике раннего периода, то сама концепция церкви – единое пространство, хорошо освещенный просторный неф – больше тяготеет к раннехристианским и романским церквям. Внешняя отделка – массивные контрфорсы, широкий фасад – также ближе к романскому искусству, хотя портал – типичный для готических церквей.
Рис. 243 [Илл. – План и внешний вид базилики святого Франциска в Ассизи. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 11 рис. 2: два верх. рис.) ]
Базилика святого Франциска – сооружение по-своему уникальное, дающее наглядное представление о двух стилях христианского искусства конца средних веков. Полутемная, скупо расписанная Нижняя церковь, нависающая над вошедшим, подобно крипте – и резко контрастирующая с ней просторная, великолепно освещенная Верхняя церковь. Стены Верхней церкви украшали великолепные фрески. Первые работы по росписи стен Верхней церкви начались едва ли не с начала строительства и завершились лишь в начале Треченто. В росписи Верхней церкви базилики принимал участие Джотто. К сожалению, страшное землетрясение 1997 г. серьезно повредило Верхнюю церковь, разрушив и некоторые фрески.
Верхняя церковь Базилики святого Франциска послужила образцом для целого ряда церквей в Центральной Италии – в Умбрии и Тоскане. Подобные сооружения были воздвигнуты в Сиене, Анконе, Флоренции. С нее началось проникновение готических элементов в романскую традицию.
Еще один выдающийся образец взаимопроникновения двух течений – возведение кафедрального собора в Сиене на протяжении более полутора веков. Строительство началось в середине XII в. Во второй трети Дуэченто были завершены три нефа и громадный восьмиугольный в плане купол, а также чисто романская массивная колокольня собора. В конце XIII столетия начались работы по сооружению трехпортального фасада. В них принимал участие выдающийся скульптор и архитектор Дуэченто Джованни Пизано. Длительный процесс возведения сказался на довольно разнородной архитектуре собора. В плане он представляет собой латинский крест, однако с нетипично широким пресбитерием и апсидой. За счет этого купол собора оказывается смещен относительно осевой линии трансепта. То же самое легко заметить и в декоративном убранстве собора, где романские пилястры, украшенные поперечными черными и белыми полосами (типичными для школы Никола Пизано), соседствуют с более поздними пилястрами и капителями готического типа.
Рис. 244 [Илл. – Кафедральный собор в Сиене. Интерьер. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 12 рис. 5)]
Сиенский кафедральный собор в истории итальянской церковной архитектуры – явление столь же уникальное, сколь и базилика Святого Франциска в Ассизи. Если ассизская церковь сохранила выдающиеся образцы фресковой живописи, то собор в Сиене – сокровищница скульптуры эпохи Возрождения. На протяжении пяти столетий свою лепту в скульптурное украшение сиенского собора вносили самые выдающиеся мастера – от Никола Пизано и его сына Джованни до Донателло, Микеланджело, Бернини.
На фоне таких сооружений, как кафедральные соборы или церкви ранга ассизской базилики, в конце XIII в. приобретает новые черты строительство церквей внутри городских коммун. Первые создаются в основном под контролем цистерцианского ордена, вторые – под контролем и сильнейшим духовным влиянием нищенствующих орденов, францисканцев и доминиканцев. К городским церквям «монастырского типа» относится, например, такой выдающийся памятник средневековой церковной архитектуры, как флорентийская церковь Санта Мария Новелла. Ее возведением занимались архитекторы-доминиканцы. Прямоугольная в плане, с просторным центральным нефом, трансептом и хором (как правило, квадратного плана), с арочным сводом, эта церковь представляет собой типичный образец итальянской городской церковной архитектуры. Подобные церкви (с одним или тремя нефами) возводились повсюду в центрально-итальянских коммунах. Особенно много их было в Сиене. От готики они заимствовали едва ли не единственный элемент – стрельчатую арку, задействованную как несущий элемент.
Рис. 245 [Илл. – Интерьер церкви Санта Мария Новелла. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 13 рис. 6 средн.)]
Флорентийская церковь отличается от прочих в первую очередь громадным внутренним пространством, величественными и изысканными формами. Нервюры в ней украшены чередующимися полосами черного и белого камня – излюбленным мотивом в этот период. Внутреннее убранство, невзирая на множество готических элементов, производит больше впечатление романской церкви, с ничем не ограниченным объемом.
Несколько прочнее, чем в центре, готика утвердилась в северных областях Италии, близких к Франции. Из наиболее выдающихся ее образцов стоит упомянуть болонскую церковь Святого Франциска, кафедральный собор в Тренто (область Венето на северо-востоке страны), а с точки зрения комбинации различных архитектурных стилей, наибольший интерес представляет, пожалуй, базилика Святого Антония в Падуе. Эта церковь, начатая в середине XII в. и завершенная в середине Треченто. Стрельчатые арки и мощные контрфорсы готического стиля гармонично соседствуют с арками и внешними аркадами романской архитектуры, а также с византийской архитектурной традицией. От последней строители церкви заимствовали полукруглые купола и общий план, сходный с планировкой собора Сан-Марко в Венеции. Наконец, хор разделен на несколько радиально расходящихся капелл по французскому типу. Несмотря на такую «разноликость» стилей, церковь Святого Антония не лишена собственного своеобразия, порожденного в первую очередь удачным смешением деталей, не применявшимся прежде.
Рис. 246 [Илл. – План и внешний вид церкви Санта Мария Новелла. Флоренция (Storia dell'arte, т. 2 стр. 13 рис. 6: два боковых рис.)]
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение