logo
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Политики и философы

Третий, заключительный этап гуманистического движения – конец XV – начало XVI в. В это время гуманистическое движение вышло за пределы итальянских городов-государств, начало приобретать характер общеевропейского культурного движения. Расцвет гуманизма совпал с невероятным подъемом в области изобразительного искусства, с оживлением интереса к естественным наукам.

Рис. 200 [Илл. – Витторе Карпаччо. «Портрет дворянина». (Storia dell'arte, т. 2 стр. 637 рис. 865)]

В каждой стране гуманистическое движение реализовывалось в соответствии с политическими и общественными условиями. В Германии гуманизм развивался в тесной связи с народной культурой, немецкие гуманисты стали активными деятелями немецкой Реформации. В Англии, как и в Италии, гуманисты в это время принимали деятельное участие в управлении государством. В той же Англии, где борьба против католицизма носила поистине государственный характер, гуманизм развивался без оглядок на католические доктрины. В этой стране была создана великолепная естественно-научная школа.

В этот период идеология гуманизма сформировалась окончательно. Движение достигло своего максимального расцвета и разнообразия. В Италии центром гуманистического движения оставалась Флоренция. Там в 1462 г. под патронажем Лоренцо Медичи была создана Платоновская Академия – объединение гуманистов, очень скоро превратившееся в самостоятельную и крайне оригинальную философскую школу. Главой этой школы был Марсилио Фичино. В Европе того времени не нашлось бы большего знатока и поклонника учения Платона, чем Фичино. Его перу принадлежали первые в Европе переводы Платона и философов платоновской школы с греческого на латынь. В Платоновской Академии, основанной Фичино, занимались преимущественно проблемами этики и разума. Политический аспект отошел в ученых изысканиях на второй план. Некоторые из членов Академии и их сторонников принимали участие и в политической жизни, но общественный накал флорентийского гуманизма к последней трети XV в. ощутимо снизился. Предоставив политику политикам, гуманисты занимались преимущественно философией.

Марсилио Фичино (1433 – 1499) – итальянский гуманист, основатель философской школы флорентийского неоплатонизма.

Рис. 201 [Илл. – Рафаэль. «Афинская школа». (Storia dell'arte, т. 3 стр. 16 рис. 10)]

В трудах гуманистов конца XV в. (не только в Италии, не только среди членов Платоновской Академии) культ человеческого разума вышел на первое место. Способность человека познавать окружающий мир превозносилась гуманистами как высшее благо. Соответственно, изучение естественных наук и занятия философией приобретали иной смысл, нежели ранее. Помимо деятельной жизни (vita activa), способом достичь морального идеала теперь стала и жизнь созерцательная (vita contemplativa). Несомненно, свою роль сыграли невероятные успехи гуманистической культуры, получавшей все более широкое признание.

Рис. 202 [Илл. – Микеланджело. «Сотворение человека». Фрагмент фрески в Сикстинской капелле. Рим, Ватикан. (Renaissance, стр. 160-161)]

Фичино и его соратникам принадлежит поистине революционная для европейской культуры мысль об уподоблении человека богу. Формально, она находилась в русле христианской традиции – ведь в Библии было сказано, что бог создал человека «по образу и подобию своему». Одним из самых распространенных тезисов гуманизма был тезис о творческой деятельности человека. Эти два тезиса Фичино объединил самым оригинальным образом. Согласно его учению, человек подобен богу не только внешне, но и внутренне. Именно способность творить уподобляет человека Творцу. Создавая произведения искусства, философские произведения – словом, творя нечто, человек через акт творения напрямую уподобляется богу.

Вокруг последнего утверждения Фичино строил свою сложную философию – антропоцентрическую, в отличие от теоцентрической средневековой философии. Человек, согласно его учению, является связующим звеном в мировой иерархии. Будучи причастна мировой душе (фичиновскому аналогу бога), душа человека обладает неограниченными способностями к познанию мира. Философия Платона, которую Фичино внимательно изучал, также нашла свое отражение в этой системе. Вслед за афинским мудрецом, флорентийский мыслитель утверждал, что знание реальных вещей вовсе не обязательно для познания. Иными словами, практический опыт, основа основ христианской философии, в глазах Фичино терял всякое значение. Знание вещей изначально присуще душе, поэтому следует сосредоточиться на самопознании – нет более верного способа познать мир.

Марсилио Фичино всем своим творчеством стремился сблизить античную философию и христианское вероучение, приходя к этому весьма изощренными путями. Бессмертие души он обосновывал чисто рациональными аргументами. Поскольку душа обладает неограниченными способностями к познанию, ее познавательная деятельность не может быть ограничена рамками земного существования человека. Другой тезис средневекового христианства – о пренебрежении земными благами – также был трансформирован Фичино с учетом его гуманистического образования и сильных общественно-политических традиций гуманизма. Фичино отдает предпочтение созерцательной жизни перед деятельной. Однако он не отрицает материальные блага – лишь призывает относиться к ним спокойно. Главная ценность для человеческого ума – возможность самопостижения. В одном из трактатов Фичино писал: «Удовольствуемся, однако, деятельностью ума, которая не зависит от внешних обстоятельств, но пребывает в себе, не ожидая награды, ведь наградой служит получаемое ею наслаждение». В принципе, это достаточно близко к идеалу созерцательной жизни христианского отшельника, однако Фичино вовсе не стремился примирить гуманизм и христианство.