Значение Реформации
Реформация знаменовала конец Средневековья как культурной эпохи в жизни христианской цивилизации. Результатом ее стала не реформа католической церкви, к которой призывали первые идеологи Реформации, а фактически церковный раскол, в результате которого родилось новое вероисповедание, основанное на христианских заповедях. Своеобразный парадокс Реформации заключается в том, что все социальные потрясения, имевшие место в Германии в первой половине XVI в., были вызваны требованием церковной реформы, а величайшее со времен схизмы 1054 г. потрясение в христианской церкви имело под собой преимущественно политическую основу – протест германских князей против императорского запрета нового вероисповедания.
С появлением протестантизма католичество перестало быть единственной религией западнохристианского мира, перестало объединять его. Скорее наоборот, теперь католичество служило раздражителем, начавшим разъединять народы. Европейские страны больше не строились на основе единой веры. На смену религии пришли другие факторы, образующие нацию – единый язык, единое экономическое пространство. Призывы к реформе церкви, звучавшие в разных концах христианского мира, неявно уже отмечали эту тенденцию. Германская Реформация вывела ее на первый план.
Культура Возрождения еще объединяла интеллектуалов христианского мира в единое сообщество. Их основным языком общения была латынь, круг интересов итальянских, французских, немецких, английских гуманистов примерно совпадал. Но специфические черты, присущие гуманистическому движению каждой из этих стран, проявлялись еще более отчетливо, чем культурные различия эпохи Высокого Средневековья. Реформация окончательно разделила культуры европейских стран на две группы. В первую группу вошли страны, в которых католицизм сохранил свои позиции, во вторую – страны, где победил протестантизм.
Религия, выросшая в борьбе, закалившаяся на огне религиозных войн, оказалась не менее, а в чем-то и более суровой, чем католицизм. Протестантизм сам недолго сохранял свое единство. В каждой из стран, где новая вера победила (миром или силой), сформировались национальные церкви со своими собственными обрядами и отличиями в вероучении. Католическая церковь, потеряв значительную часть своих прежних владений, сумела сохранить единство, хотя и кровавыми методами. Протестантизм же продолжал разделяться. Секты и направления, чьи вожди были не согласны с основной церковью, отделялись от нее. Так, в Англии в начале XVII в. от господствующей англиканской церкви отошла секта пуритан, сторонников крайне жесткого следования основным христианским заповедям. Официальная церковь начала гонения на пуритан точно так же, как незадолго до того католики устраивали гонения на протестантов. В результате в 1620 г. пуритане отплыли в Северную Америку, на незаселенные земли, чтобы основать там свое «царство Христово».
Процесс деления христиан, который начала Реформация, был отныне неостановим. Секты и церкви, базирующиеся на принципах протестантизма, продолжали возникать не только в XVIII, но и в XIX, и даже в XX в. Все основатели новых «религий» брали за основу постулат, провозглашенный идеологами германской Реформации в XVI в. – о том, что человек может напрямую общаться с Богом, и ему не нужны в этом посредники, а также мысль о непосредственном присутствии Бога в любом из живущих. Из этой идеи, вполне укладывающейся в рамки католического вероучения, они выводили заключение о том, что боговдохновенный «пророк» может изрекать новые истины, призванные заменить устаревшие заповеди Евангелия.
Германская реформация положила начало длительной череде религиозных войн в большинстве западноевропейских стран (пожалуй, за исключением лишь Италии, Испании и Португалии, где позиции католицизма, подкрепленного сильной монархией, остались непоколебимы). Эти войны оказали сильнейшее влияние на дальнейшее историческое развитие Западной Европы в XVII – XVIII вв.
Испания
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение