logo
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Значение Реформации

Реформация знаменовала конец Средневековья как культурной эпохи в жизни христианской цивилизации. Результатом ее стала не реформа католической церкви, к которой призывали первые идеологи Реформации, а фактически церковный раскол, в результате которого родилось новое вероисповедание, основанное на христианских заповедях. Своеобразный парадокс Реформации заключается в том, что все социальные потрясения, имевшие место в Германии в первой половине XVI в., были вызваны требованием церковной реформы, а величайшее со времен схизмы 1054 г. потрясение в христианской церкви имело под собой преимущественно политическую основу – протест германских князей против императорского запрета нового вероисповедания.

С появлением протестантизма католичество перестало быть единственной религией западнохристианского мира, перестало объединять его. Скорее наоборот, теперь католичество служило раздражителем, начавшим разъединять народы. Европейские страны больше не строились на основе единой веры. На смену религии пришли другие факторы, образующие нацию – единый язык, единое экономическое пространство. Призывы к реформе церкви, звучавшие в разных концах христианского мира, неявно уже отмечали эту тенденцию. Германская Реформация вывела ее на первый план.

Культура Возрождения еще объединяла интеллектуалов христианского мира в единое сообщество. Их основным языком общения была латынь, круг интересов итальянских, французских, немецких, английских гуманистов примерно совпадал. Но специфические черты, присущие гуманистическому движению каждой из этих стран, проявлялись еще более отчетливо, чем культурные различия эпохи Высокого Средневековья. Реформация окончательно разделила культуры европейских стран на две группы. В первую группу вошли страны, в которых католицизм сохранил свои позиции, во вторую – страны, где победил протестантизм.

Религия, выросшая в борьбе, закалившаяся на огне религиозных войн, оказалась не менее, а в чем-то и более суровой, чем католицизм. Протестантизм сам недолго сохранял свое единство. В каждой из стран, где новая вера победила (миром или силой), сформировались национальные церкви со своими собственными обрядами и отличиями в вероучении. Католическая церковь, потеряв значительную часть своих прежних владений, сумела сохранить единство, хотя и кровавыми методами. Протестантизм же продолжал разделяться. Секты и направления, чьи вожди были не согласны с основной церковью, отделялись от нее. Так, в Англии в начале XVII в. от господствующей англиканской церкви отошла секта пуритан, сторонников крайне жесткого следования основным христианским заповедям. Официальная церковь начала гонения на пуритан точно так же, как незадолго до того католики устраивали гонения на протестантов. В результате в 1620 г. пуритане отплыли в Северную Америку, на незаселенные земли, чтобы основать там свое «царство Христово».

Процесс деления христиан, который начала Реформация, был отныне неостановим. Секты и церкви, базирующиеся на принципах протестантизма, продолжали возникать не только в XVIII, но и в XIX, и даже в XX в. Все основатели новых «религий» брали за основу постулат, провозглашенный идеологами германской Реформации в XVI в. – о том, что человек может напрямую общаться с Богом, и ему не нужны в этом посредники, а также мысль о непосредственном присутствии Бога в любом из живущих. Из этой идеи, вполне укладывающейся в рамки католического вероучения, они выводили заключение о том, что боговдохновенный «пророк» может изрекать новые истины, призванные заменить устаревшие заповеди Евангелия.

Германская реформация положила начало длительной череде религиозных войн в большинстве западноевропейских стран (пожалуй, за исключением лишь Италии, Испании и Португалии, где позиции католицизма, подкрепленного сильной монархией, остались непоколебимы). Эти войны оказали сильнейшее влияние на дальнейшее историческое развитие Западной Европы в XVII – XVIII вв.

Испания