logo
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

По поводу и без повода

Желание строить «красиво» у жителей Флоренции проявилось еще в середине Треченто, во время возведения собора Санта Мария дель Фьоре. Строительство уже почти подошло к концу, оставалось возвести купол. Тут граждане города решили прервать сооружение церкви – ни один из архитекторов, работавших в то время над проектом, не смог предложить конфигурацию купола, который гармонично вписывался бы и в общий облик церкви, и в облик соборной площади, и всего города. Задача эта была решена лишь в XV в.

Практичность сооружения была поставлена архитекторами Возрождения в прямую зависимость от совершенства формы, причем формы, основанной на рационалистических построениях, продуманной для потребностей человека, формы самоценной, а не привязанной к некоему символическому смыслу. Новая методика проектировки архитектурных сооружений опиралась на комплекс геометрических и физических правил. Это позволяло архитектору быть уверенным в прочности постройки безо всяких проб, и смело доверять другим реализацию проекта. И действительно, многие знаменитые здания эпохи Возрождения были построены уже после смерти архитекторов, в то время как в средние века архитектор трудился на строительстве бок о бок с каменщиками. В ходе работ архитектор, зачастую непосредственно участвовавший в возведении, шаг за шагом делал добавления и корректировал первоначальный, весьма общий план постройки.

Разделение архитектурных работ на теоретические и практические, на проект и его воплощение, повлекло за собой разделение технического и эстетического аспектов. Формальные и структурные элементы ренессансных зданий не связаны так тесно, как в готике. Структура определяется рядом расчетных величин, а форма, в которые облекаются эти математические величины, может варьироваться. Соответственно, изменилось и место декоративных элементов в облике здания. Готические скульптуры, украшавшие фасад, стены и крышу собора, были неотъемлемой частью его облика, а порой несли и серьезную архитектурную функцию. Возрождение же позволило просто встраивать скульптуры и вписывать фрески в заранее подготовленные формы. Теперь архитектор и строитель возводили свое здание, скульптор делал свои статуи, а художник писал свои фрески. В конце работ все это сводилось воедино. В самом деле, в большинстве сооружений эпохи Ренессанса порядок и перспектива в скульптурных группах и фресках не соответствуют архитектурным линиям здания (вещь, немыслимая в готической традиции).

Рис. 306 [Илл. – Ф. Брунеллески. План церкви Сан Лоренцо. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 337 рис. 454 прав.)]

Что касается обращения к античному наследию, другой важнейшей характеристики ренессансной архитектуры (откуда, собственно, и берет начало само название этого периода – Возрождение), то здесь необходимо кое-что уточнить применительно к Италии, где и зародилось Возрождение. Античная традиция в этих краях, хотя и подверглась существенным деформациям, ни на миг не прерывалась на протяжении всего Средневековья. Так что правильнее было бы говорить не о возрождении античного искусства, а о решительном переосмыслении наследия. Это наследие, прошедшее через века, было внимательнейшим образом изучено заново на основе литературных источников – в первую очередь, знаменитого трактата позднеримской эпохи «Об архитектуре» Витрувия. Латинский текст трактата был обнаружен в одном кодексе в монастыре Монте-Кассино в начале второго десятилетия XV в., а издан в 1486 г.

Вообще, архитекторы эпохи Возрождения заимствовали в античной архитектуре не столько классические модели как таковые, сколько точный расчет пропорций, определявший в античную эпоху форму зданий (во всех классических архитектурных ордерах). Этот расчет пропорций и должен был теперь послужить для создания новых, самых разнообразных моделей, приближенных к современности. Иными словами, архитекторы Ренессанса не копировали античность, но воссоздавали ее красоту путем применения тех же законов, что некогда создавали гармоничный облик классики. Эти законы в проектах новых архитекторов сочетались с достижениями современных им наук, со скрупулезным изучением природы и перспективы. Декоративной избыточности и неуравновешенности готики Возрождение противопоставило четкую сбалансированность и правильность, на смену вариативности пришло строгое органичное единство. Эстетический идеал готики, ставивший во главу угла индивидуальность и уникальность облика зданий, уступил место единому для всех строителей стремлению к абсолютному совершенству формы, достигаемому научно обоснованными методами. Центральный план, к которому тяготело большинство архитекторов эпохи Возрождения, был популярен не потому, что заимствован из классики, а потому, что объединял в себе основные черты нового формального идеала: законченность, чувство меры, пропорциональность и гармоничность.