По поводу и без повода
Желание строить «красиво» у жителей Флоренции проявилось еще в середине Треченто, во время возведения собора Санта Мария дель Фьоре. Строительство уже почти подошло к концу, оставалось возвести купол. Тут граждане города решили прервать сооружение церкви – ни один из архитекторов, работавших в то время над проектом, не смог предложить конфигурацию купола, который гармонично вписывался бы и в общий облик церкви, и в облик соборной площади, и всего города. Задача эта была решена лишь в XV в.
Практичность сооружения была поставлена архитекторами Возрождения в прямую зависимость от совершенства формы, причем формы, основанной на рационалистических построениях, продуманной для потребностей человека, формы самоценной, а не привязанной к некоему символическому смыслу. Новая методика проектировки архитектурных сооружений опиралась на комплекс геометрических и физических правил. Это позволяло архитектору быть уверенным в прочности постройки безо всяких проб, и смело доверять другим реализацию проекта. И действительно, многие знаменитые здания эпохи Возрождения были построены уже после смерти архитекторов, в то время как в средние века архитектор трудился на строительстве бок о бок с каменщиками. В ходе работ архитектор, зачастую непосредственно участвовавший в возведении, шаг за шагом делал добавления и корректировал первоначальный, весьма общий план постройки.
Разделение архитектурных работ на теоретические и практические, на проект и его воплощение, повлекло за собой разделение технического и эстетического аспектов. Формальные и структурные элементы ренессансных зданий не связаны так тесно, как в готике. Структура определяется рядом расчетных величин, а форма, в которые облекаются эти математические величины, может варьироваться. Соответственно, изменилось и место декоративных элементов в облике здания. Готические скульптуры, украшавшие фасад, стены и крышу собора, были неотъемлемой частью его облика, а порой несли и серьезную архитектурную функцию. Возрождение же позволило просто встраивать скульптуры и вписывать фрески в заранее подготовленные формы. Теперь архитектор и строитель возводили свое здание, скульптор делал свои статуи, а художник писал свои фрески. В конце работ все это сводилось воедино. В самом деле, в большинстве сооружений эпохи Ренессанса порядок и перспектива в скульптурных группах и фресках не соответствуют архитектурным линиям здания (вещь, немыслимая в готической традиции).
Рис. 306 [Илл. – Ф. Брунеллески. План церкви Сан Лоренцо. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 337 рис. 454 прав.)]
Что касается обращения к античному наследию, другой важнейшей характеристики ренессансной архитектуры (откуда, собственно, и берет начало само название этого периода – Возрождение), то здесь необходимо кое-что уточнить применительно к Италии, где и зародилось Возрождение. Античная традиция в этих краях, хотя и подверглась существенным деформациям, ни на миг не прерывалась на протяжении всего Средневековья. Так что правильнее было бы говорить не о возрождении античного искусства, а о решительном переосмыслении наследия. Это наследие, прошедшее через века, было внимательнейшим образом изучено заново на основе литературных источников – в первую очередь, знаменитого трактата позднеримской эпохи «Об архитектуре» Витрувия. Латинский текст трактата был обнаружен в одном кодексе в монастыре Монте-Кассино в начале второго десятилетия XV в., а издан в 1486 г.
Вообще, архитекторы эпохи Возрождения заимствовали в античной архитектуре не столько классические модели как таковые, сколько точный расчет пропорций, определявший в античную эпоху форму зданий (во всех классических архитектурных ордерах). Этот расчет пропорций и должен был теперь послужить для создания новых, самых разнообразных моделей, приближенных к современности. Иными словами, архитекторы Ренессанса не копировали античность, но воссоздавали ее красоту путем применения тех же законов, что некогда создавали гармоничный облик классики. Эти законы в проектах новых архитекторов сочетались с достижениями современных им наук, со скрупулезным изучением природы и перспективы. Декоративной избыточности и неуравновешенности готики Возрождение противопоставило четкую сбалансированность и правильность, на смену вариативности пришло строгое органичное единство. Эстетический идеал готики, ставивший во главу угла индивидуальность и уникальность облика зданий, уступил место единому для всех строителей стремлению к абсолютному совершенству формы, достигаемому научно обоснованными методами. Центральный план, к которому тяготело большинство архитекторов эпохи Возрождения, был популярен не потому, что заимствован из классики, а потому, что объединял в себе основные черты нового формального идеала: законченность, чувство меры, пропорциональность и гармоничность.
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение