Учителю и ученику
«Варфоломеевская ночь» стала одной из самых кровавых страниц гражданской войны. В Париже было убито более 2000 человек, а в провинции, где католики также предприняли карательную акцию против гугенотов, – свыше 30000 человек.
Рис. 97 [Илл. – Маргарита Валуа в детстве. Портрет XVI в. (Детский Плутарх, стр. 268 нижн. рис.)]
Генрих Наваррский, возглавивший движение гугенотов, позаботился о том, чтобы придать ему политическую базу. Под его руководством была разработана программа реформ. Главными принципами управления государством гугеноты провозглашали установление так называемого общественного договора между народом и королем, которого этот народ избирает. Генрих и его сторонники призывали восстановить Генеральные штаты, способные контролировать королевскую власть. Гугеноты выступали как противники абсолютной власти короля, признавая за народом право изгнать или предать казни монарха, злоупотребляющего своей властью и создающего в стране тиранию. Но они все же признавали, что власть в стране должна находиться только в одних руках – короля, направляемого «лучшими людьми государства».
Общественный договор – политическая доктрина, согласно которой государство, образованное волеизъявлением свободных и независимых граждан, обязуется обеспечить их неотъемлемые права.
В 1574 г. противостояние между католиками и гугенотами еще больше обострилось. Карл IX умер, и трон занял его брат Генрих III, последний представитель мужской линии династии Валуа. Согласно законам о престолонаследии, следующим претендентом становился Генрих Наваррский. Католики испугались, что трон может достаться еретику, и так уже правящему в половине страны. По примеру гугенотов, католики решили объединиться и выступить единым фронтом. Так появилась Католическая лига. Ее глава герцог Гиз твердо рассчитывал занять королевский трон после смерти короля. Нравы при королевском дворе в ту пору царили жестокие. Человеческая жизнь в период гражданских войн потеряла всякую ценность. Большим спросом пользовались в Париже искусные отравители, способные приготовить нераспознаваемый на вкус и запах яд. У Генриха III были веские причины опасаться за свою жизнь, тем более что его политика не устраивала Гиза. Взойдя на трон, Генрих попытался примириться с гугенотами и остановить кровопролитие. Этому всячески препятствовала католическая знать, но король все же сумел издать закон, разрешавший гугенотам свободу вероисповедания везде, кроме Парижа. Однако это не остановило войну, тем более что тот же закон разрешал гугенотам иметь свою армию и крепости.
Рис. 98 [Илл. – Герцог Гиз. Портрет XVI в. (Детский Плутарх, стр. 269 нижн. рис.)]
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение