Учителю и ученику
В средние века люди делились на три сословия. Первым, и основным, было сословие bellatores – воины. За ним шли oratores – священнослужители и монашество. Третье сословие называлось aratores – пахари, то есть крестьяне. В эпоху Возрождения в эту классификацию было внесено исправление, отражающее веяния времени. Третье сословие многие хронисты XIV–XV вв. называли уже не aratores, а laboratores, «труженики». Этот термин включал в себя не только крестьян, но и новую общественную группу, признанную «работающей» – горожан-ремесленников.
Как видим, высшая знать оказалась неспособной заниматься коммерцией на том уровне, который требовался в эпоху бурного развития экономики. В ряде стран торговля, банковское дело и любое другое занятие, связанное с получением прибыли, считалось недостойным дворянина. Так было во Франции и в Испании, где высшая аристократия проводила время исключительно в праздности, при пышном королевском дворе. Со стороны королей запрет на коммерческую деятельность для знати имел прежде всего политическое значение – придворная знать, занятая в основном интригами, уже не представляла серьезной угрозы королевской власти.
Рис. 158 [Илл. – Увеселения при королевском дворе в Англии. Неизвестный художник XVI в. Фрагмент. Renaissance, стр. 380]
Низшая категория дворянства в эпоху Возрождения – это мелкоземельные дворяне, жившие не в городах, а в собственной усадьбе и занимавшиеся хозяйством. Крепостное право в Европе было в это время уже отменено, однако поземельная зависимость крестьян от землевладельца-дворянина сохранилась. Такие дворяне не теряли своего статуса, им оказывались все почести, полагающиеся дворянам. Но на социальной лестнице внутри своего сословия эти дворяне стояли гораздо ниже крупных лордов-землевладельцев. И даже не потому, что их земельные владения были ничтожны, а потому, что им приходилось в некотором смысле работать, чтобы обеспечить себя.
В отношении дворян к производству и торговле в эпоху Возрождения прослеживается одна тенденция «географического» характера. Ближе к концу XVI в. Европа по промышленному признаку разделилась на северную и южную части. Север – Англия, Нидерланды, Швейцария, Франция – был гораздо более развит в промышленном отношении. В этих странах влияние дворянства на экономическое развитие страны было относительно низким. В южных же областях – в первую очередь, в Испании, отчасти в той же Франции – дворянство по-прежнему, как и в средние века, играло ведущую роль в экономике. Французская промышленность XVI в. была в значительной степени ориентирована как раз на нужды светской знати.
Такое положение дел не было связано с прочностью королевского престола. В Англии купечество пользовалось всесторонней поддержкой трона, а в Нидерландах в конце XVI в. уже была провозглашена первая в Европе республика. В южных и юго-западных регионах феодализм оказался более устойчивым, а промышленное развитие затруднено по ряду политических причин. Поэтому естественно, что положение дворянства в этих странах было более стабильным, чем в промышленно развитых странах.
Рис. 159 [Илл. – Средневековый дворянин. (Детский Плутарх, стр. 243)]
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение