По поводу и без повода
Созвучность языков иногда играет с людьми дурные шутки. Некий современный экскурсовод, желая блеснуть познаниями в итальянском языке, «перевел» его прозвище на русский язык как «Мазила», усмотрев в созвучии близость корней. Кем Мазаччо никогда не был – так это «мазилой», к тому же его прозвище представляет собой одну из распространенных фамильярных форм имени Томмазо.
В отличие от других деятелей раннего флорентийского Возрождения, Мазаччо не удалось вкусить плодов своей творческой деятельности – он умер очень молодым. Но за двадцать семь или двадцать восемь лет жизни он успел сделать необычайно много для развития живописи, особенно с учетом того, что все его работы относятся к последним пяти годам жизни. Более того, его влияние на последующее развитие живописи было больше, чем Брунеллески и Донателло сумели оказать на архитектуру и скульптуру.
Рис. 341 [Илл. – Мазаччо. «Мадонна со святой Анной». Флоренция, галерея Уффици. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 383 рис. 510)]
Свои первые работы Мазаччо выполнял под руководством наставника, мастера-живописца Мазолино, в чьей мастерской был учеником. Однако уже по первым совместным творениям двух художников можно заметить, что влияние шло не от учителя к ученику, а наоборот. Мазолино придерживался еще готической техники, Мазаччо же рисовал в настолько новой и сильной манере, что его росписи доминировали над росписями учителя. Свой стиль, проявившийся еще в первых произведениях, Мазаччо выработал явно самостоятельно, возможно, еще до встречи с Мазолино. Ранняя живопись Мазаччо в значительной степени утеряна, но сохранившиеся свидетельства современников и потомков называют фрески Мазаччо образцом художественного идеала Возрождения – столько в них было реализма и пластической выразительности, такая точность перспективы и невероятная по тем временам человечность фигур на фресках религиозного содержания.
Рис. 342 [Илл. – Мазаччо. «Крещение новообращенных». Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 381 рис. 508)]
Подлинными учителями Мазаччо стали не художники, а архитектор Брунеллески и скульптор Донателло, с которыми молодой художник был тесно связан. Из ранних произведений Мазаччо неплохо сохранилась фреска «Крещение новообращенных» во флорентийской Капелле Бранкаччи. На этой фреске впервые за всю историю европейской живописи в сцене крещения художник ввел перспективу. Фигуры стоящих людей находятся на разных планах пространства, а вокруг крестящегося – свободное место, позволяющее зрителю сосредоточиться на самом акте крещения. Необычайно резкий контраст между светом и тенью великолепно выделяет и подчеркивает фигуры – художнику даже почти не пришлось прибегать для этого к помощи красок. Впечатление полного реализма сцены Мазаччо достиг и за счет того, что наметил фигуры основными линиями, не детализируя их. Синтетический, а не аналитический подход полностью оправдался. Мазаччо удалось блестяще передать весь характер сцены, состояние персонажей (например, дрожащего от холода человека в правом углу картины). Здесь нет места изысканности и утонченности позднеготического стиля – лишь полная естественность как в изображениях, так и в живописной технике.
Примерно в той же манере выполнена и знаменитая фреска «Изгнание из Рая». В этой фреске Мазаччо еще увеличил контраст между ярким светом и густой тенью. Именно этот контраст очерчивает контуры фигур, помогает передать выражение лиц (лишь едва намеченных основными контурами). Холодные краски, с преобладанием коричневого и охры, отсутствие деталей и декоративных элементов подчеркивают мрачно-торжественный настрой картины.
Рис. 343 [Илл. – Мазаччо. «Изгнание из Рая». Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 383 рис. 509)]
В 1425–1427 гг. Мазаччо в одиночку завершил росписи капеллы Бранкаччи, над которой трудился вместе с учителем. Его фреска «Житие апостола Петра» закрепила за Мазаччо славу великого живописца. Весь сюжет изложен в своем развитии на одной картине. Композиционно она поделена на три эпизода, которые объединяет центральная группа (Петр, апостолы и Иисус). Фигуры апостолов, стоящие по краям группы, привлекают внимание зрителя к общему пространству картины. В правой части картины перспектива обозначается архитектурными средствами, а с левой – открытым пейзажем и фигурой Петра в глубине. Пустой задний план подчеркивает выразительность каждого из персонажей в центральной части картины. Все они, даже второстепенные, выписаны с необычайной тщательностью. Лица персонажей освещены с одной и той же стороны, и это подчеркивает единство фрески. Многие исследователи впоследствии отмечали, что Христос на картине изображен иначе, с меньшей естественностью, чем апостолы. Это могло произойти либо потому, что Христа писал Мазолино, либо потому, что сам Мазаччо не счел возможным слишком сильно отступать от традиционной иконографии.
Рис. 344 [Илл. – Мазаччо. «Житие апостола Петра». Капелла Бранкаччи. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 384 рис. 511 верх.)]
Композиционной и стилистической новизной отличается и написанное Мазаччо в 1426 г. для пизанской церкви Кармине «Распятие». Со стилистической точки зрения оно близко к раннему произведению Донателло – деревянному «Распятию» в церкви Санта Кроче во Флоренции. Мазаччо даже превзошел Донателло, изображая грубую, неприкрашенную человеческую смерть. Для пластической выразительности Мазаччо использовал свой любимый прием – контраст между светом и тенью, а также яркие тона красок (что вообще-то было редкостью в его практике).
Рис. 345 [Илл. – Мазаччо. «Распятие». В настоящее время хранится в Неаполе. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 386 рис. 515)]
Последним произведением Мазаччо считается фреска «Троица», выполненная для флорентийской церкви Санта Мария Новелла в 1427–1428 гг. Пространство фрески организовано в виде арки, подобной римским триумфальным аркам. Широкий пролет арки создает перспективу и эффект глубины. Этот прием впоследствии получил широкое распространение в живописной технике не только в позднем Возрождении, но и в живописи барокко.
Искусство Мазаччо, основанное на редком чувстве меры и равновесии композиционных элементов, на полной определенности цвета, на тонкой светотехнике, воспитало несколько поколений живописцев Возрождения. У Мазаччо не было прямых учеников, но его живопись получила такое большое признание, что он заслуженно может быть назван основателем всей живописи Возрождения. Микеланджело, один из титанов Возрождения, называл Мазаччо своим единственным учителем, гуманисты воздавали ему хвалу как «лучшему имитатору природы», причем имитатору в ренессансном смысле слова – человеку, который сумел переосмыслить окружающий мир по-своему и воплотить его в живописи, наполнив новым смыслом.
Рис. 346 [Илл. – Мазаччо. «Троица». Церковь Санта Мария Новелла. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 387 рис. 516)]
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение