По поводу и без повода
Очевидно, в стремлении угодить заказчику Альберти все же несколько «перегнул палку». Об этом можно судить хотя бы по тому, кто именно возмущался его произведением. Папа Пий II до принятия сана был светским ученым – Энео Сильвио Пикколомини, одним из наиболее ярких представителей итальянского гуманизма. Словом, это был человек, вышедший из той же среды, что и Альберти. Образованность Пикколомини была значительно выше, чем у большинства церковных иерархов. Чтобы задеть его религиозные чувства, нужно было сотворить нечто действительно из ряда вон выходящее.
Внешняя отделка церкви свидетельствует о сильнейшем влиянии античной скульптуры на Альберти. Широкие полукруглые аркады на одном стилобате служат объединяющим элементом всей композиции, сводя воедино сам храм, небольшой акведук и триумфальную арку вполне классического вида. Фасад образован тремя арками, разделенными полуколоннами коринфского ордера. Центральная арка заключает в себе портал церкви, а две боковые должны были увенчивать могилы Сигизмондо Малатеста и его супруги. По первоначальному замыслу архитектора, планировалось увенчать церковь полукруглым куполом, похожим на купол римского Пантеона. Такой купол должен был завершить общую картину и подчеркнуть пластическую массу всей церкви.
Рис. 318 [Илл. – Леон Баттиста Альберти. Палаццо Ручеллаи. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 346 рис. 465)]
Однако из всех архитектурных произведений Альберти наибольшей славой пользуется Палаццо Ручеллаи во Флоренции. Альберти спроектировал его в середине Кватроченто для богатого флорентийского купца. Палаццо Ручеллаи – один из первых городских дворцов эпохи Возрождения. В отличие от другого строения – виллы Медичи, дворец работы Альберти выдержан в строгом классическом ключе. Фасад отделан гладким тесаным камнем и разделен по горизонтали правильными портиками, а по вертикали плоскими декоративными колоннами. Капители колонн свои для каждого этажа – дорические на первом, ионические на втором и коринфские на третьем. В четкую и ясную композицию вписаны порталы – не арочные, а архитравные. Окна первого этажа – прямоугольные, и средневековый стиль проскальзывает лишь в двустворчатых арочных окнах второго и третьего этажей.
Во Флоренции Альберти принадлежит еще одно выдающееся произведение – фасад церкви Санта Мария Новелла, пристроенный к первоначальному зданию. Стилистическими и хроматическими решениями этот фасад напоминает соборную церковь Санта Мария дель Фьоре. Отделка полихромным мрамором, вполне традиционная для флорентийского романского искусства, в проекте Альберти приобрела новые черты – более правильный линейный рисунок, громадную арку над порталом, и две изысканно украшенные волюты верхнего уровня. Последний элемент впоследствии использовался многими европейскими архитекторами, хотя во Флоренции считали, что Альберти испортил волютами весь вид церкви.
Рис. 319 [Илл. – Леон Баттиста Альберти. Фасад церкви Санта Мария Новелла. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 346 рис. 466)]
Творчество Леона Баттисты Альберти оказалось востребовано и нашло последователей лишь в следующем столетии, Чинквеченто, XVI в. Но и в XV столетии ученики Альберти немало потрудились в Италии, создавая почву для расцвета новой архитектуры.
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение