logo
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

По поводу и без повода

Очевидно, в стремлении угодить заказчику Альберти все же несколько «перегнул палку». Об этом можно судить хотя бы по тому, кто именно возмущался его произведением. Папа Пий II до принятия сана был светским ученым – Энео Сильвио Пикколомини, одним из наиболее ярких представителей итальянского гуманизма. Словом, это был человек, вышедший из той же среды, что и Альберти. Образованность Пикколомини была значительно выше, чем у большинства церковных иерархов. Чтобы задеть его религиозные чувства, нужно было сотворить нечто действительно из ряда вон выходящее.

Внешняя отделка церкви свидетельствует о сильнейшем влиянии античной скульптуры на Альберти. Широкие полукруглые аркады на одном стилобате служат объединяющим элементом всей композиции, сводя воедино сам храм, небольшой акведук и триумфальную арку вполне классического вида. Фасад образован тремя арками, разделенными полуколоннами коринфского ордера. Центральная арка заключает в себе портал церкви, а две боковые должны были увенчивать могилы Сигизмондо Малатеста и его супруги. По первоначальному замыслу архитектора, планировалось увенчать церковь полукруглым куполом, похожим на купол римского Пантеона. Такой купол должен был завершить общую картину и подчеркнуть пластическую массу всей церкви.

Рис. 318 [Илл. – Леон Баттиста Альберти. Палаццо Ручеллаи. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 346 рис. 465)]

Однако из всех архитектурных произведений Альберти наибольшей славой пользуется Палаццо Ручеллаи во Флоренции. Альберти спроектировал его в середине Кватроченто для богатого флорентийского купца. Палаццо Ручеллаи – один из первых городских дворцов эпохи Возрождения. В отличие от другого строения – виллы Медичи, дворец работы Альберти выдержан в строгом классическом ключе. Фасад отделан гладким тесаным камнем и разделен по горизонтали правильными портиками, а по вертикали плоскими декоративными колоннами. Капители колонн свои для каждого этажа – дорические на первом, ионические на втором и коринфские на третьем. В четкую и ясную композицию вписаны порталы – не арочные, а архитравные. Окна первого этажа – прямоугольные, и средневековый стиль проскальзывает лишь в двустворчатых арочных окнах второго и третьего этажей.

Во Флоренции Альберти принадлежит еще одно выдающееся произведение – фасад церкви Санта Мария Новелла, пристроенный к первоначальному зданию. Стилистическими и хроматическими решениями этот фасад напоминает соборную церковь Санта Мария дель Фьоре. Отделка полихромным мрамором, вполне традиционная для флорентийского романского искусства, в проекте Альберти приобрела новые черты – более правильный линейный рисунок, громадную арку над порталом, и две изысканно украшенные волюты верхнего уровня. Последний элемент впоследствии использовался многими европейскими архитекторами, хотя во Флоренции считали, что Альберти испортил волютами весь вид церкви.

Рис. 319 [Илл. – Леон Баттиста Альберти. Фасад церкви Санта Мария Новелла. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 346 рис. 466)]

Творчество Леона Баттисты Альберти оказалось востребовано и нашло последователей лишь в следующем столетии, Чинквеченто, XVI в. Но и в XV столетии ученики Альберти немало потрудились в Италии, создавая почву для расцвета новой архитектуры.