Альберти
Филиппо Брунеллески был первым и, возможно, самым блистательным архитектором-практиком раннего Возрождения. Несколько позже него, но также в эпоху Кватроченто, работал другой выдающийся деятель – Леон Баттиста Альберти, прославившийся не только как отличный архитектор, но и как теоретик нового искусства, автор ряда трактатов.
Альберти был типичнейшим представителем гуманистической культуры, новой интеллектуальной элиты общества. Он получил блестящее образование и заслуженно считался одним из самых образованных и разносторонне талантливых людей своего времени. Философ, поэт, автор трактатов по политике и праву, он особое внимание уделял теоретической работе в области пластических искусств. Архитектуру Альберти ставил на первое место среди прочих искусств, поскольку в ней мог самым результативным образом проводить научные изыскания, основанные на математическом расчете.
Рис. 315 [Илл. – Леон Баттиста Альберти. План церкви святого Андрея. Мантуя. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 348 рис. 468)]
Альберти был первым, кто сформулировал базовые принципы эстетической доктрины Возрождения. Собственно, трактаты принесли ему гораздо большую известность, нежели архитектурные проекты. Альберти, следуя принятой Брунеллески практике, четко разделял деятельность архитектора и строителя и никогда не руководил строительными работами. Строители же вносили множество дополнений и поправок, к тому же большая часть проектов Альберти была закончена значительно позже его смерти. Эстетические воззрения и идеалы Альберти, изложенные им в трактатах «О строительном деле», «О живописи», «О скульптуре», в общем совпадают с идеалами раннего Возрождения. Все изыскания Альберти, и теоретические, и практические, основывались на совершенной гармонии и пропорции форм, причем последние были связаны с человеческой фигурой как самым идеальным творением. Альберти принадлежит самое удачное определение красоты, как ее понимали все творцы Возрождения («гармония всех частей, образующих единство»). В области архитектуры Альберти интересовало в первую очередь не здание как таковое, а то, как это здание впишется в облик окружающего квартала и всего города. Соответственно, объектом его первоочередного интереса был весь комплекс городских строений – и частных, и общественных зданий, в зависимости от людей, для которых эти постройки предназначались. Таким образом, эстетические и общественные концепции Альберти были тесно взаимосвязаны и исходили из одних и тех же предпосылок, столь же рациональных, сколь рациональным был и его подход к архитектурным проектам, основанный на законах геометрии и физики.
Рис. 316 [Илл. – Леон Баттиста Альберти. Фасад церкви святого Себастьяна. Мантуя. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 348 рис. 467 прав.)]
Альберти-архитектор решительно выступал против строительной практики, сложившейся в эпоху Средневековья и основанной на импровизации и фантазии, с одной стороны, и на практическом опыте, с другой. Согласно Альберти, теория гораздо важнее для творца, чем практика, материальное воплощение строения, картины или скульптуры. Он также по-новому подходил к античному архитектурному наследию. С дотошностью, сделавшей бы честь археологу, Альберти обратился к исследованию технических и эстетических вопросов архитектуры римской эпохи. Брунеллески трактовал искусство классики еще не особенно ясно, в его архитектуре было все-таки сильно готическое начало. Альберти же противопоставил линейности архитектуры Брунеллески подлинно классическую упорядоченность и гармонию форм, основанных не на линии, а на массе. Альберти первый, опираясь на текст трактата Витрувия и на опыт в изучении римских руин, восстановил и описал все правила, касавшиеся использования и технической реализации архитектурных ордеров античности. Скрупулезность Альберти-исследователя в то же время не помешала ему в собственных сочинениях рекомендовать архитекторам достаточную степень свободы в интерпретации классического наследия, чтобы строить по-новому, так, как требовала современность. При этом сам он создавал проекты церквей, настолько похожих на античные храмы, что иерархи церкви не раз обрушивались на Альберти с суровой критикой.
Рис. 317 [Илл. – Леон Баттиста Альберти. Храм Малатеста. Внешний вид и план. Римини. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 345 рис. 463)]
Так, например, произошло с храмом семейства Малатеста в городе Римини. После завершения строительства папа римский Пий II открыто осудил и архитектора, и заказчика. По словам папы, это строение «настолько полно язычества, что подобно не храму христиан, а святилищу неверных демонопоклонников». На самом же деле, церковь просто была в избытке украшена статуями, гербами и другими указаниями на личность заказчика Сигизмондо Малатеста, но не несла сама по себе никакой нарочито еретической или языческой символики.
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение