logo
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Замки и поздняя готика

Треченто хронологически делится пополам – до чумы 1347 –1350 гг. и после чумы. С приходом «Черной смерти» городская культура Италии, равно как и других стран, понесла тяжелейший урон. В городах проживала значительная часть населения Западной Европы, а ужасающая антисанитария способствовала быстрому распространению болезни. После того, как эпидемия сошла на нет, в городской культуре начался новый этап развития. В этот период доминировали города северных областей – Болонья, старейший университетский центр Италии, Венеция, Милан.

Городская архитектура второй половины Треченто отмечена, особенно на севере страны, активным замковым строительством. Кризис городской культуры вызвал всплеск политического сопротивления дворянства против верхушки коммун. Это привело к возникновению первых тираний – в Милане пришла к власти семья герцогов Висконти, подчинившая вскоре всю Ломбардию, в Вероне – семейство Делла Скала, в Ферраре – д'Эсте. Обострились и отношения между городами. Замки, возводившиеся в эти годы, служили главными центрами обороны городов.

Рис. 298 [Илл. – Замок Монтаньята. Италия. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 181 рис. 258)]

С архитектурной точки зрения замки второй половины Треченто делятся на два типа – живописные, богато декорированные постройки, последний всплеск уходившей в прошлое средневековой культуры, и мощные сооружения преимущественно практического назначения. Замки первого строились в окрестностях городов, в сельской местности, второго – внутри городских стен. Собственно, замки второго типа – почти крепости в современном понимании этого слова. Четкие формы, четырехугольный план строения, наклонные стены со множеством бойниц и мощными зубцами характеризуют этот тип крепостей. Особенно много замков-крепостей было построено во второй половине Треченто в папском государстве. Среди дошедших до нашего времени образцов замков можно назвать Рокку в Ассизи – замок, построенный на вершине горы и доминирующий над городом, замок Малатеста, Новый замок (Кастель Нуово) в Неаполе.

Рис. 299 [Илл. – Рокка. Ассизи. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 182 рис. 260)]

Вместе с тем расцвет синьорий в городах Северной Италии вызвал к жизни третий тип замка – замок-дворец, в котором жил правитель города со своими придворными, где шла самая богатая культурная жизнь второй половины Треченто, где развивалась культура раннего гуманизма. Эти замки объединяют в себе главные черты оборонительного сооружения Средневековья и великолепного гостеприимного городского дома. В плане это преимущественно четырехугольные строения, укрепленные по углам квадратными башнями, просторными внутренними двориками и множеством комнат. Наружные стены, массивные и увенчанные зубцами, украшены множеством окон и порталов, что придает им менее воинственный вид и большую правильность форм.

Рис. 300 [Илл. – Замок в Павии. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 183 рис. 261)]

Замковая скульптура стала первым воплощением художественного стиля поздней готики в Италии, последнего художественного направления Средневековья. Поздняя готика нашла отражение, помимо архитектуры, в скульптуре и в живописи, где также новое развитие получили местные традиции, свои для каждой области.

Вторая половина Треченто с точки зрения архитектуры отмечена в Италии началом строительства великолепного образца позднеготической церковной архитектуры – кафедрального собора в Милане, строительство которого началось в 1386 г. На фоне всех кафедральных соборов своего времени, в архитектурном решении которых довольно успешно решались задачи объединения местной романской традиции с заальпийской готикой, миланский собор представляет собой попытку архитекторов погрузиться в чистую готику. В этой попытке явно ощущалось стремление герцогов Висконти приравнять Милан к столицам европейских государств, имевшим великолепные готические соборы. Поначалу собор возводился по немецким пропорциям (высота центрального нефа равна ширине фасада), но под давлением жителей города архитекторы обратились к более привычным и гармоничным пропорциям (ширина фасада значительно больше его высоты в самой высокой точке), в чем было сильное влияние романской традиции.

Рис. 301 [Илл. – Милан. Кафедральный собор. Современный вид. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 254 рис. 348)]