Замки и поздняя готика
Треченто хронологически делится пополам – до чумы 1347 –1350 гг. и после чумы. С приходом «Черной смерти» городская культура Италии, равно как и других стран, понесла тяжелейший урон. В городах проживала значительная часть населения Западной Европы, а ужасающая антисанитария способствовала быстрому распространению болезни. После того, как эпидемия сошла на нет, в городской культуре начался новый этап развития. В этот период доминировали города северных областей – Болонья, старейший университетский центр Италии, Венеция, Милан.
Городская архитектура второй половины Треченто отмечена, особенно на севере страны, активным замковым строительством. Кризис городской культуры вызвал всплеск политического сопротивления дворянства против верхушки коммун. Это привело к возникновению первых тираний – в Милане пришла к власти семья герцогов Висконти, подчинившая вскоре всю Ломбардию, в Вероне – семейство Делла Скала, в Ферраре – д'Эсте. Обострились и отношения между городами. Замки, возводившиеся в эти годы, служили главными центрами обороны городов.
Рис. 298 [Илл. – Замок Монтаньята. Италия. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 181 рис. 258)]
С архитектурной точки зрения замки второй половины Треченто делятся на два типа – живописные, богато декорированные постройки, последний всплеск уходившей в прошлое средневековой культуры, и мощные сооружения преимущественно практического назначения. Замки первого строились в окрестностях городов, в сельской местности, второго – внутри городских стен. Собственно, замки второго типа – почти крепости в современном понимании этого слова. Четкие формы, четырехугольный план строения, наклонные стены со множеством бойниц и мощными зубцами характеризуют этот тип крепостей. Особенно много замков-крепостей было построено во второй половине Треченто в папском государстве. Среди дошедших до нашего времени образцов замков можно назвать Рокку в Ассизи – замок, построенный на вершине горы и доминирующий над городом, замок Малатеста, Новый замок (Кастель Нуово) в Неаполе.
Рис. 299 [Илл. – Рокка. Ассизи. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 182 рис. 260)]
Вместе с тем расцвет синьорий в городах Северной Италии вызвал к жизни третий тип замка – замок-дворец, в котором жил правитель города со своими придворными, где шла самая богатая культурная жизнь второй половины Треченто, где развивалась культура раннего гуманизма. Эти замки объединяют в себе главные черты оборонительного сооружения Средневековья и великолепного гостеприимного городского дома. В плане это преимущественно четырехугольные строения, укрепленные по углам квадратными башнями, просторными внутренними двориками и множеством комнат. Наружные стены, массивные и увенчанные зубцами, украшены множеством окон и порталов, что придает им менее воинственный вид и большую правильность форм.
Рис. 300 [Илл. – Замок в Павии. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 183 рис. 261)]
Замковая скульптура стала первым воплощением художественного стиля поздней готики в Италии, последнего художественного направления Средневековья. Поздняя готика нашла отражение, помимо архитектуры, в скульптуре и в живописи, где также новое развитие получили местные традиции, свои для каждой области.
Вторая половина Треченто с точки зрения архитектуры отмечена в Италии началом строительства великолепного образца позднеготической церковной архитектуры – кафедрального собора в Милане, строительство которого началось в 1386 г. На фоне всех кафедральных соборов своего времени, в архитектурном решении которых довольно успешно решались задачи объединения местной романской традиции с заальпийской готикой, миланский собор представляет собой попытку архитекторов погрузиться в чистую готику. В этой попытке явно ощущалось стремление герцогов Висконти приравнять Милан к столицам европейских государств, имевшим великолепные готические соборы. Поначалу собор возводился по немецким пропорциям (высота центрального нефа равна ширине фасада), но под давлением жителей города архитекторы обратились к более привычным и гармоничным пропорциям (ширина фасада значительно больше его высоты в самой высокой точке), в чем было сильное влияние романской традиции.
Рис. 301 [Илл. – Милан. Кафедральный собор. Современный вид. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 254 рис. 348)]
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение