logo
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Скульптура

Скульптура в эпоху Раннего Возрождения переживала новое рождение и обновление художественного языка и выразительных средств. Такой независимости от других искусств, такой значимости для искусства и свободы самовыражения скульптура в Европе не знала с глубокой древности, с классической Греции V в. до н.э.

Именно на греческую классику ориентировались скульпторы Ренессанса. Причина, однако, была не в возвращении к истокам (все равно греческая скульптура была известна почти исключительно по римским копиям более позднего периода), а в том, что эстетический идеал Возрождения был очень близок греческому. И в самом деле, ни римское искусство, ни искусство европейского Средневековья (в том числе и Высокого Средневековья) не уделяли столько внимания пластической форме, сколько греческое искусство.

Рис. 320 [Илл. – Нанни ди Банко. «Святой Лука». Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 281 рис. 394)]

В период Кватроченто в скульптуре происходит возврат к классическим типам статуй (ростовая статуя, групповая скульптура, бюстовый портрет). У Возрождения и античной классики были одни и те же источники вдохновения (окружающий мир и человеческое тело, а не символические образы христианского искусства). Но несмотря на все это, непосредственное влияние античности на скульптуру Возрождения эпохи Кватроченто заметно еще менее, чем на архитектуру. Стремление к имитации классических форм придет к скульпторам лишь в Чинквеченто. Донателло, самый блистательный скульптор раннего Возрождения, даже заслужил за свои произведения славу ярого противника классики.

Прямое заимствование из античности, зачастую даже не переосмысленное в новой стилистике, происходит в этот период в малых формах – орнаментальных архитектурных элементах и мелкой бронзовой пластике, копирующей образцы античной скульптуры. Но и здесь заимствование иконографических и декоративных элементов шло без каких-либо четких критериев отбора. Мало учитывался даже символический смысл тех или иных элементов – скульпторами Кватроченто двигало в первую очередь желание обновить и разнообразить традиционный репертуар декоративных элементов.

Многие античные мотивы уже были заимствованы и переосмыслены христианским искусством – виноградные гроздья, рыбы, крылатые богини победы (ставшие в новой традиции ангелами), и т.д. Скульпторы раннего Возрождения, заимствуя классические элементы, ни на йоту не соблюдали правила композиции и пропорций, присущие античным статуям, либо пренебрегая ими, либо трактуя чрезвычайно свободно. Типичный пример свободной трактовки – заимствование поликлетовского скульптурного канона. Скульпторы Возрождения заимствовали у великого грека лишь внешнюю сторону его искусства. Их целью было не передать максимально точно пропорции человеческой фигуры, а придать ростовой статуе как можно более естественный вид. Статуя «в классическом духе» – вес тела перенесен на одну ногу, другая согнута в колене – в эпоху Кватроченто по общим линиям изгиба тела ближе не к «Копьеносцу» Поликлета, а к скульптурам, украшающим готические соборы. Лишь позднее, в эпоху расцвета искусства Возрождения, в период творчества Микеланджело, скульптура Возрождения отошла от заимствований и развития старых традиций, превратившись в совершенно самобытное культурное явление, как и живопись того же периода.

Рис. 321 [Илл. – Лоренцо Гиберти. «Крещение Христа». Сиена, Баптистерий. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 276 рис. 386)]

И в живописи, и в скульптуре итальянского Возрождения важнейшей характеристикой является точное воссоздание формы человеческого тела в соответствии с анатомическими законами, точная передача движения, широчайший спектр вариантов передачи естества. Скульпторы Кватроченто уже вплотную подошли к реализации этого идеала, хотя их творчество и было в определенном смысле вторично по отношению как к античной, так и к готической традиции. В этот период в скульптуре, особенно в рельефах, получил широкое распространение прием перспективно-линейного размещения фигур, оригинальное новшество, впоследствии занявшее прочное место в скульптурной технике.

Богатейший багаж различных традиций доставался скульптору Кватроченто через долгий процесс обучения в мастерской наставника. Прежде, чем стать мастером, ученик должен был изучать все пластические искусства, понимать специфику каждого из них, с тем, чтобы впоследствии объединять эти знания в едином эстетическом ключе. Большинство скульпторов Кватроченто получили подготовку в ювелирных мастерских. Еще в средние века ремесло ювелира почиталось в Европе гораздо выше остальных художественных ремесел, и даже в ранние периоды Возрождения ювелиры были самыми признанными мастерами. В подготовку ювелира входило обязательное изучение начал всех художественных ремесел, как с формальной, так и с технической точек зрения. Ювелиры всегда перед началом работы делали наброски будущего изделия, и в эпоху Возрождения эта практика стала всеобщей – независимо от рода искусства. Что же касается техники, то хороший ювелир обязан был уметь работать буквально со всеми материалами, доступными в то время. Наиболее часто применявшейся скульптурной техникой было бронзовое литье. Флоренция, центр искусства Возрождения, долгое время не имела своей традиции бронзового литья, и в становлении этого ремесла городу помогли венецианские мастера. К середине Кватроченто во Флоренции было уже достаточно своих превосходных мастеров, способных отлить фигуру любой сложности.

Кроме того, никуда не исчезла и традиция каменной скульптуры. В обеих техниках Кватроченто прославил величайший скульптор этого столетия – Донателло.

Донателло (1386 – 1466) – итальянский скульптор, родоначальник скульптуры Возрождения.