logo
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Донателло

Крупнейший скульптор первого столетия Возрождения происходил из бедняцких слоев городского населения и получил довольно скудное образование. По этим причинам Донателло (Донато ди Николо де Барди – таково его полное имя) не входил в круг интеллектуальной элиты Флоренции – в гуманистическое общество. Уникальность Донателло как художника, помимо бесспорного таланта, заключается еще и в том, что он всем своим творчеством выпадал из рамок любого слоя «людей искусства» того времени. Он не получил гуманистического образования, не интересовался, как гуманисты, классической культурой (более того, его считали противником классической скульптурной манеры и даже антинатуралистом), не был художником религиозного толка – работы Донателло слишком человеческие, слишком страстные для того, чтобы уместиться в рамки христианской традиции в чистом виде. Плодовитость Донателло-скульптора, его творческая мощь и новизна художественного гения обеспечили ему звание одного из блистательнейших представителей художественной культуры Кватроченто. Как Брунеллески в архитектуре и Мазаччо в живописи, Донателло в области скульптуры совершил тот же революционный переворот в искусстве. В начале Кватроченто и вплоть до конца столетия больше не было скульптора, который так решительно и напористо внедрял новые формы и скульптурную технику, устанавливал новый выразительный язык своего искусства.

Творческая жизнь Донателло сложилась, как ни у кого другого в его время. Развитие его как художника шло в постоянном утверждении чего-то нового. Каждая последующая работа Донателло была на голову выше предыдущей, при этом он постоянно отклонялся от единой стилистической концепции, постоянно вносил изменения в свой стиль. Наследие Донателло заслуженно считается одним из наиболее разносторонних в истории искусства, причем не только Возрождения. Все скульпторы Кватроченто что-то заимствовали у Донателло, хотя никто, включая и учеников Донателло, не сумел в полном объеме воспользоваться его новаторскими идеями и художественными приемами. Разрыв между Донателло и прочими скульпторами этого столетия – и качественный, и стилистический – настолько велик, что Донателло, несмотря на всеобщее признание, на многогранность его искусства, так и остался одинок в искусстве Кватроченто.

Рис. 322 [Илл. – Донателло. «Апостол Иоанн». Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 354 рис. 472)]

Ранее творчество Донателло складывалось под сильным стилистическим влиянием позднеготического искусства, главным образом, в среде скульпторов, украшавших стены церкви Санта Мария дель Фьоре и колокольни собора. Донателло прошел обучение у большинства тогдашних скульпторов, в том числе и у Гиберти. Скульптуры, изготовленные Донателло для собора (в их числе сидячая скульптура евангелиста Иоанна), интонационно близки к позднеготической традиции, хотя в позе статуи и в драпировке фигуры чувствуется гораздо больше свободы. В статуях раннего периода (1408 – 1415) уже заметно стремление скульптора передать внутренний мир человека через выражение лица. При этом вполне очевидно бесспорное техническое мастерство молодого скульптора и его стремление уйти от ограничений готической традиции, чересчур тяготеющей к декоративности.

Примерно к тому же периоду, точнее к 1416 г., относится и первое по-настоящему новаторское произведение Донателло – статуя святого Георгия, выполненная для флорентийской церкви Орсанмикеле. В позднеготическую эпоху иконография одного из самых почитаемых святых устоялась в рамках рыцарской эстетики позднего Средневековья. Донателло формально не слишком удалился от этого образа – его святой Георгий изображен в виде пешего рыцаря в латах, с ромбовидным щитом. В то же время его скульптура – первое произведение, носящее ярко выраженный человеческий, а не религиозный характер. «Святой Георгий» у Донателло – не статуя, символизирующая святого защитника христиан, а скульптурный портрет воина. Широко расставленные ноги, рука, свободно повисшая вдоль туловища – все это сообщает статуе естественность и живость. Благодаря этой естественности «Святой Георгий» выбивается из готической традиции – он лишен безликой декоративности и символичности. Такая статуя с равным успехом может стоять не только в нише на стене собора, но и во дворце знатного человека, и на главной площади города.

Рис. 323 [Илл. – Донателло. «Святой Георгий». Флоренция, Национальный музей. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 354 рис. 473)]

С 1412 г., имея официальный статус «ювелира и резчика», Донателло начал работать наравне с другими скульпторами над украшением соборной церкви и колокольни. Он трудился над различными статуями для церкви Санта Мария дель Фьоре на протяжении более пятнадцати лет. К этому времени относятся статуи пророков для колокольни и собора. В этих статуях формальное начало решительно доминирует над содержанием (по крайней мере, над символическим). Динамическая композиция с ярким драматическим эффектом и потрясающим реализмом в передаче выражений лиц пророков, а также свободная драпировка фигур указывают на полный отказ Донателло от готики.

Рис. 324 [Илл. – Донателло. «Мадонна Пацци». Берлин, Государственный музей. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 355 рис. 475)]

Тогда же Донателло начинает работать и в технике рельефа. В 20-е годы он изготавливает превосходный рельеф, известный как «Мадонна Пацци», и деревянное распятие для флорентийской церкви Санта Кроче. Это распятие, в частности, вызвало жесткую критику со стороны Брунеллески – признанного авторитета в начале Кватроченто. Реализм и неприкрашенность скульптуры заставили первого теоретика нового искусства сказать, что Донателло «распял крестьянина». Христос у Донателло действительно резко контрастировал с утонченной манерой европейской поздней готики. К тому же, готические скульпторы не интересовались обнаженным человеческим телом, интерес к которому продемонстрировал флорентийский скульптор. С анатомической точки зрения «Распятие» Донателло далеко от совершенства, которого сумели достичь мастера Позднего Возрождения. Однако что касается эмоциональности, потрясающего умения передать пронзительность физического страдания, немногие скульптуры Возрождения можно сравнить с этим ранним произведением Донателло.

Рис. 325 [Илл. – Донателло. «Распятие». Церковь Санта Кроче. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 355 рис. 476)]

В 30-е гг. Донателло работал в мастерской Микелоццо. В это время он внимательно изучал технику передачи перспективы на рельефах и вплотную занялся бронзовым литьем. Особенно тщательно Донателло прорабатывал драпировки, добиваясь как можно более выразительной игры света и тени на поверхности металла. Собственных работ скульптор в это время почти не делал, ограничиваясь отдельными фигурами и частями скульптурных групп в работах, которые выполнял вместе с Микелоццо. К началу 30-х годов можно отнести лишь такое произведение, как бронзовую статую «Давид». Это произведение знаменует собой новый этап в творческом развитии Донателло. Обнаженная фигура Давида в ножных доспехах, шлеме и с мечом в руке, стоящего над отрубленной головой Голиафа, уникальна в художественном плане. Она статична, одна нога чуть выставлена вперед. Но в линиях статуи нет ничего ни от традиционного готического наклона скульптур, ни от канона античных мастеров. Каждый наклон, каждый изгиб были, очевидно, скрупулезно рассчитаны мастером – сгиб колена, локтя опирающейся на пояс руки и наклон головы порождают полную гармонию и сбалансированность статуи, даже некую динамику.

Рис. 326 [Илл. – Донателло. «Давид». Флоренция, Национальный музей. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 357 рис. 477)]

Опыты с бронзовым литьем дали свой результат – Донателло с особенным вниманием подошел к обработке поверхности скульптуры, доведя ее до совершенства. Прекрасно отполированная поверхность скульптуры великолепно гармонирует с тонкими, почти женственными чертами и пропорциями фигуры, помогая в создании законченного образа.

В 1433 г., вернувшись из поездки в Рим, Донателло приступил к работе над хорами флорентийского собора, украсив их множеством рельефов. В этой работе он применил совершенно новый подход к композиции рельефа. Прямоугольная поверхность покрыта человеческими фигурами и разделена на участки различной ширины при помощи небольших полукруглых колонн. В традиционную схему деления рельефа на участки Донателло внес всего одно, но радикальное изменение. Отдельные участки рельефа представляют собой не законченные сценки, а части единой композиции. Люди, изображенные на рельефах, словно бегут под портиком, тянущимся вдоль всех хоров. Неожиданна и тема, избранная мастером для украшения церкви – фигуры на рельефе изображают юношей и девушек, кружащихся в веселом танце, их движения исполнены живости и естественности. Чтобы еще больше оттенить фигуры, художник покрыл фоновую плоскость рельефа и колонны мозаикой из мелких темных камней.

Рис. 327 [Илл. – Донателло. Хоры церкви Санта Мария дель Фьоре. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 357 рис. 478)]

В конце 30-х – начале 40-х годов Донателло получил заказ от полуофициального правителя Флоренции Козимо Медичи, своего покровителя и близкого друга – украсить Старую ризницу церкви Сан Лоренцо. Здесь он опять заслужил критику от автора проекта реконструкции церкви – Брунеллески. Строгому приверженцу классического стиля, Брунеллески был не по душе антиклассический дух Донателло, свобода и динамичность его произведений. Брунеллески полагал, что это не гармонирует со строгостью и ясностью архитектуры Ризницы. Но вне зависимости от суждения Брунеллески, бронзовые двери Ризницы с литьем Донателло и рельефы с полихромной штукатуркой стали одним из лучших произведений скульптора – особенно скульптурные пары апостолов и мучеников, сделанные с редкой динамичностью и почти агрессивной выразительностью. Донателло не сковывал себя никакими формальными ограничениями – композиция, стилистика скульптур и рельефов зависели не от общей концепции строения, а исключительно от его собственного видения.

В середине 40-х гг. Донателло перебрался из Флоренции в Падую, где прожил более десяти лет и создал ряд работ нового типа. Бронзовое «Распятие», созданное в этот период, наглядно демонстрирует, насколько далеко продвинулся Донателло с того времени, как сделал деревянное распятие для флорентийской церкви. С точки зрения анатомического строения фигура падуанского Христа несравненно более правильна и органична. Однако выразительность и передача физически ощутимого страдания, характерные еще для первой работы, сохранились и здесь.

Рис. 328 [Илл. – Донателло. «Святой Франциск». Церковь святого Антония. Падуя. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 358 рис. 479)]

Кроме того, Донателло в это время работал над скульптурным украшением большого алтаря падуанской базилики святого Антония. До наших дней алтарь дошел не целиком. Из произведений Донателло сохранился ряд бронзовых рельефов и статуй святых. В отличие от более ранних работ, при украшении алтаря Донателло снизил экспрессивность. Динамическая энергия, присущая его произведениям, трансформировалась во внешне спокойную статическую композицию скульптур. При этом Донателло удалось чрезвычайно тонко передать сильнейшую духовную концентрацию персонажей.

Совсем не таковы рельефы, посвященные чудесам святого Антония. В них скульптор дал волю своему мастерству: бурное движение персонажей рельефов создает при первом взгляде ощущение сумбура, но этот сумбур невероятно динамичен. Искусное использование светотени добавляет живости в бронзовые скульптурные группы. Движения и жесты скорее намечаются Донателло, а не доводятся до конца, нервная и стремительная графика соответствует динамичности композиций. На этих рельефах Донателло впервые создает глубокую перспективу с помощью архитектурных форм. Как и всегда в своем творчестве, он не ограничивается рамками какого-то одного стиля. Где-то композиция и перспектива подчиняются строгим классическим правилам, где-то совершено фантастичны.

Рис. 329 [Илл. – Донателло. «Чудеса святого Антония». Фрагмент алтарного рельефа. Падуя. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 359 рис. 480)]

Между 1447 и 1453 гг. Донателло, по-прежнему находясь в Падуе, создал одну из самых грандиозных своих работ – конную статую кондотьера Эразмо да Нарни. Отличный военачальник, хитрый и коварный политик Эразмо был широко известен под прозвищем «Хитрый кот» – «Гаттамелата». Статуя, воздвигнутая Донателло, вошла в историю искусства именно как статуя Гаттамелаты. Скульптура великолепна и с точки зрения портрета, прекрасно передающего характер кондотьера, и с композиционной, художественной и технической точек зрения.

Сдержанный динамизм статуи Донателло обозначен прежде всего в объемах и в композиционной схеме. Геометрически правильная композиция выстроена таким образом, чтобы смотреть на статую под определенным углом. Всадник и конь слегка развернуты влево, и с этой стороны вся задняя часть фигуры коня кажется вписанной в прямоугольный треугольник, подчеркнутый длинным копьем военачальника, наклоненным под углом в 45 градусов.

Рис. 330 [Илл. – Донателло. «Гаттамелата». Падуя. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 359 рис. 481)]

В начале 50-х гг. Донателло совершил несколько поездок в ряд городов Северной и Центральной Италии. Работы мастера соответствующего периода не сохранились, но влияние Донателло сразу заметно в работах местных скульптурных школ середины Кватроченто. В 1454 г. Донателло вернулся во Флоренцию, где к этому времени уже сложился круг художников, ориентированных на следование классической традиции и выступавших против слишком смелых экспериментов Донателло. В их число входили такие прославленные скульпторы Кватроченто, как Лука делла Роббиа, Дезидерий и многие другие. Классическая гармония, сбалансированность, спокойная композиция и чувство меры этих художников пользовались во Флоренции и в Тоскане гораздо большей популярностью, нежели экспрессия Донателло. Однако давний покровитель скульптора, Козимо Медичи, помог ему получить несколько крупных заказов. К середине 50-х гг. относится, например, бронзовая скульптурная группа «Юдифь и Олоферн», украшавшая сад виллы Медичи. Донателло изобразил Юдифь отсекающей голову военачальнику. Задумчивость и некая неопределенность, сквозящие в облике Юдифи, резко контрастируют с жестокостью ее действия. Подобная трактовка была совершенно чужда традиционной интерпретации образа Юдифи. Эта скульптурная группа отличалась от всего, что Донателло делал прежде – сложная композиция, декоративная драпировка.

Рис. 331 [Илл. – Донателло. «Юдифь и Олоферн». Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 361 рис. 482)]

Чуть позже, в 60-е годы, Донателло приступил к изготовлению бронзовых рельефов для церкви Сан Лоренцо. Эти рельефы были завершены после смерти мастера его учениками. Последняя крупная работа Донателло наглядно демонстрирует, сколь неисчерпаема была его фантазия и художественное мастерство. В рельефах Сан Лоренцо Донателло прибегал к самым разнообразным техническим приемам, вводил все новые выразительные элементы. Он добился потрясающе реалистичной перспективы, выраженной архитектурными средствами. Эти рельефы украсили амвоны церкви.

Сами по себе амвоны Сан Лоренцо – новое слово в стилистике церковного убранства. Донателло сделал их в виде саркофагов, поднятых на четыре колонны. Украшающие амвон рельефы «Страстей Господних» разделяются пилястрами, которые создают небольшие паузы в композиционном ритме динамически напряженной и насыщенной сцены. Затем рельефы вновь как бы соединяются в одно целое – мастер изготовил их в виде непрерывного фриза, с небольшими разрывами между отдельными сценами. В некоторых сценах художник сделал акцент на отдельные фигуры, выпирающие из общей плоскости рельефа. Эти сцены чередуются с насыщенными многофигурными композициями, и использованный мастером прием создает дополнительный драматический эффект. Нового уровня мастерства достиг Донателло и в передаче игры света и тени за счет обработки поверхности бронзы и драпировки фигур. Необычайно разнообразная со стилистической точки зрения и драматичная манера Донателло проявилась в его последней работе в полной мере, причем вряд ли стилистическое разнообразие можно отнести на счет заканчивавших работу учеников.

Рис. 332 [Илл. – Донателло. «Мученичество святого Лаврентия». Церковь Сан Лоренцо. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 361 рис. 483)]

Сложность и экспрессивность Донателло оказались чужды флорентийским скульпторам второй половины Кватроченто, ориентировавшихся на гуманистическую культуру и на подражание античной традиции. Даже ученики Донателло предпочитали более простой и прямолинейный путь, чем путь бесконечного разнообразия, проложенный Донателло.