Социальные предпосылки
Новое искусство зародилось в Италии в XIII в., в период становления независимых городских коммун. Среди его важнейших предпосылок была и такая, которая, казалось бы, не имеет прямого отношения к искусству. По примеру представителей других городских мастеров, художники также стали открывать свои лавки, организованные по тому же принципу. Художественная школа в городах формировалась теперь по-другому: наставник-мастер передавал ученикам свои знания в мастерской-лавке, наиболее талантливых приближал к себе и поручал выполнение заказов.
Эта тенденция, постоянно усиливавшаяся в конце Дуэченто во всех итальянских городах, имела и другую сторону. После многовековой традиции анонимного творчества, в Италии в этот период стали появляться художники, развивающие собственный, сугубо индивидуальный стиль творчества. Они разрабатывали новые приемы, которыми не спешили делиться с собратьями по ремеслу. Закрытое пространство лавки-мастерской и узкий круг учеников способствовали сохранению этих секретов. Ученики, как и их мастер, прекрасно понимали – их благосостояние зависит от заказчика, а заказчик придет к ним, если они владеют техникой, недоступной прочим. Из мастерских художников Высокого Средневековья в Италии вырастали художественные школы, каждая с собственным уникальным стилем. У художников из этих школ впоследствии появлялись подражатели. Искусство обретало индивидуальность, и уже этим отличалось от искусства средних веков.
Искусство перешло в разряд ремесел. Но это ничуть не принижало его значения. Напротив, для человека Средневековья искусство приобретало определенное место в иерархии общества. Корпорации художников, образовавшиеся во многих городах Италии в этом и последующем столетиях, занимали равное положение с другими корпорациями. В большинстве городов художники входили в корпорации врачей, а скульпторы и архитекторы – в корпорации каменотесов и плотников. Членство в корпорациях и цехах не только давало творцам социальную стабильность, но и гарантировало им поступление определенного числа заказов, поддерживало и развивало художественное производство. Такая поддержка была еще одной причиной быстрого расцвета, количественного и качественного скачка в итальянском искусстве.
Новая художественная культура стала неотъемлемой частью экономической, социальной и политической жизни городской коммуны. Центром этой новой культуры еще в конце Дуэченто стала Тоскана, область в Центральной Италии. Это место Тоскана сохраняла за собой на протяжении трех последующих столетий, причем делила его с крупными промышленными центрами Северной Италии. Среди причин, вызвавших неожиданный взлет искусств в Тоскане, следует назвать чрезвычайно выгодное географическое положение области. Находясь в центре торговой, финансовой, промышленной жизни христианского мира в конце Средневековья, Тоскана стала одной из богатейших областей Западной Европы. Уже архитектура романского периода в этом регионе была отмечена особенным богатством и красотой. В Тоскане находились наиболее развитые независимые коммуны Италии, в которых творческие профессии очень рано вошли в состав уважаемых цехов и корпораций. Однако подлинным чудом следует считать то, что именно в Тоскане, в ее главном городе – Флоренции, в период Кватроченто и Чинквеченто родились и творили выдающиеся художники, архитекторы и скульпторы, прославившие итальянское искусство на века.
К числу социальных предпосылок возникновения нового искусства следует отнести и саму городскую среду. Художники Треченто ориентировались на вкусы, идеалы, привычки городского населения. Изобразительное искусство, прежде исключительно религиозное, в это время начало приобретать черты дидактизма, столь ценимого зажиточным религиозным жителем коммуны. Живопись и скульптура стали отходить от прежнего, абстрактно-символического начала. Чем проще и доступнее было искусство, тем ценнее оно было с точки зрения назидательности. Выразительные средства становились все более «человеческими», а дух – все более религиозным. Это отчетливо проявилось в творчестве таких художников конца Дуэченто, как Никола Пизано, Арнольф, Джотто.
Рис. 238 [Илл. – Интерьер церкви Санта Кроче. Флоренция (Storia dell'arte, т. 2 стр. 14 рис. 7)]
Дух правдоподобия и человеческого начала в искусстве Треченто совпадал с религиозными идеалами своего времени. В Италии в этот период получили большое распространение идеи монашеского ордена францисканцев. При всем своем глубоком мистицизме, францисканцы, давшие обет бедности, ближе других представителей церкви стояли к деревенскому и городскому населению Северной и Центральной Италии. Святой Франциск проповедовал простоту и открытость человеческой души, ее близость к природе – все то, что провозглашало новое искусство. Эта близость к религиозному искусству не была нарушена и впоследствии. Идеалы Возрождения, искавшего красоту в окружающем мире, полностью совпадали с идеалами самого революционного католического ордена конца Высокого Средневековья. В искусство возвращалось понятие «красоты». Однако это еще не была самодостаточная красота. Согласно учению Аристотеля, переосмысленному средневековой схоластикой, главной задачей искусства было моральное и религиозное наставление, и художники Предвозрождения свято следовали этому правилу.
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение