logo
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Социальные предпосылки

Новое искусство зародилось в Италии в XIII в., в период становления независимых городских коммун. Среди его важнейших предпосылок была и такая, которая, казалось бы, не имеет прямого отношения к искусству. По примеру представителей других городских мастеров, художники также стали открывать свои лавки, организованные по тому же принципу. Художественная школа в городах формировалась теперь по-другому: наставник-мастер передавал ученикам свои знания в мастерской-лавке, наиболее талантливых приближал к себе и поручал выполнение заказов.

Эта тенденция, постоянно усиливавшаяся в конце Дуэченто во всех итальянских городах, имела и другую сторону. После многовековой традиции анонимного творчества, в Италии в этот период стали появляться художники, развивающие собственный, сугубо индивидуальный стиль творчества. Они разрабатывали новые приемы, которыми не спешили делиться с собратьями по ремеслу. Закрытое пространство лавки-мастерской и узкий круг учеников способствовали сохранению этих секретов. Ученики, как и их мастер, прекрасно понимали – их благосостояние зависит от заказчика, а заказчик придет к ним, если они владеют техникой, недоступной прочим. Из мастерских художников Высокого Средневековья в Италии вырастали художественные школы, каждая с собственным уникальным стилем. У художников из этих школ впоследствии появлялись подражатели. Искусство обретало индивидуальность, и уже этим отличалось от искусства средних веков.

Искусство перешло в разряд ремесел. Но это ничуть не принижало его значения. Напротив, для человека Средневековья искусство приобретало определенное место в иерархии общества. Корпорации художников, образовавшиеся во многих городах Италии в этом и последующем столетиях, занимали равное положение с другими корпорациями. В большинстве городов художники входили в корпорации врачей, а скульпторы и архитекторы – в корпорации каменотесов и плотников. Членство в корпорациях и цехах не только давало творцам социальную стабильность, но и гарантировало им поступление определенного числа заказов, поддерживало и развивало художественное производство. Такая поддержка была еще одной причиной быстрого расцвета, количественного и качественного скачка в итальянском искусстве.

Новая художественная культура стала неотъемлемой частью экономической, социальной и политической жизни городской коммуны. Центром этой новой культуры еще в конце Дуэченто стала Тоскана, область в Центральной Италии. Это место Тоскана сохраняла за собой на протяжении трех последующих столетий, причем делила его с крупными промышленными центрами Северной Италии. Среди причин, вызвавших неожиданный взлет искусств в Тоскане, следует назвать чрезвычайно выгодное географическое положение области. Находясь в центре торговой, финансовой, промышленной жизни христианского мира в конце Средневековья, Тоскана стала одной из богатейших областей Западной Европы. Уже архитектура романского периода в этом регионе была отмечена особенным богатством и красотой. В Тоскане находились наиболее развитые независимые коммуны Италии, в которых творческие профессии очень рано вошли в состав уважаемых цехов и корпораций. Однако подлинным чудом следует считать то, что именно в Тоскане, в ее главном городе – Флоренции, в период Кватроченто и Чинквеченто родились и творили выдающиеся художники, архитекторы и скульпторы, прославившие итальянское искусство на века.

К числу социальных предпосылок возникновения нового искусства следует отнести и саму городскую среду. Художники Треченто ориентировались на вкусы, идеалы, привычки городского населения. Изобразительное искусство, прежде исключительно религиозное, в это время начало приобретать черты дидактизма, столь ценимого зажиточным религиозным жителем коммуны. Живопись и скульптура стали отходить от прежнего, абстрактно-символического начала. Чем проще и доступнее было искусство, тем ценнее оно было с точки зрения назидательности. Выразительные средства становились все более «человеческими», а дух – все более религиозным. Это отчетливо проявилось в творчестве таких художников конца Дуэченто, как Никола Пизано, Арнольф, Джотто.

Рис. 238 [Илл. – Интерьер церкви Санта Кроче. Флоренция (Storia dell'arte, т. 2 стр. 14 рис. 7)]

Дух правдоподобия и человеческого начала в искусстве Треченто совпадал с религиозными идеалами своего времени. В Италии в этот период получили большое распространение идеи монашеского ордена францисканцев. При всем своем глубоком мистицизме, францисканцы, давшие обет бедности, ближе других представителей церкви стояли к деревенскому и городскому населению Северной и Центральной Италии. Святой Франциск проповедовал простоту и открытость человеческой души, ее близость к природе – все то, что провозглашало новое искусство. Эта близость к религиозному искусству не была нарушена и впоследствии. Идеалы Возрождения, искавшего красоту в окружающем мире, полностью совпадали с идеалами самого революционного католического ордена конца Высокого Средневековья. В искусство возвращалось понятие «красоты». Однако это еще не была самодостаточная красота. Согласно учению Аристотеля, переосмысленному средневековой схоластикой, главной задачей искусства было моральное и религиозное наставление, и художники Предвозрождения свято следовали этому правилу.