Строительство
О закате городской культуры в эпоху Возрождения можно говорить в основном с точки зрения политической. Средневековые гильдии ремесленников постепенно утрачивали политическое влияние, но сохраняли прочные экономические позиции. Различные ремесла продолжали развиваться – пусть не качественно, но количественно. Города росли, некоторые наиболее богатые горожане в XIV–XV вв. могли поспорить своим богатством со старинной знатью.
Самый резкий переворот в эпоху Возрождения – причем, как количественный, так и качественный – произошел в гражданском строительстве. Богатые и сильные коммуны обновляли свой облик. Правительство могло заказать самым лучшим архитекторам и художникам проекты соборной церкви, ратуши, главной городской площади. Причем власти обращали особое внимание на эстетическую сторону дела. Самый наглядный пример тому – сооружение соборной церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Величественная церковь была практически завершена к середине XIV в., но долгое время оставалась без купола – никто из архитекторов не мог предложить проект, который мог достойно завершить ансамбль собора и органично вписаться в общий облик города. Лишь в середине XV в. церковь увенчалась великолепным куполом работы Филиппо Брунеллески.
Филиппо Брунеллески (1377–1446) – итальянский архитектор, скульптор, ученый.
Брунеллески – один из пионеров культуры Возрождения, начавший применять в архитектурных проектах точный математический расчет. Он первым ввел практику бумажного проектирования сооружений. Средневековый архитектор сам работал с мастерком в руках на строительстве. Брунеллески же стал прежде всего проектировщиком и руководителем, но не непосредственным участником строительных работ. Впоследствии многие итальянские архитекторы стали применять схему работы Брунеллески. Нередко по чертежам архитектора здание возводили уже после его смерти. Точные науки, проникшие в живопись еще в XIV в., к концу XV столетия, заняли достойное место и в строительстве.
Вообще, именно с разделением труда архитектора и строителя, в этом ремесле произошли кардинальные перемены. Средневековый строитель был универсалом, способным и спроектировать, и построить здание. А в эпоху Возрождения архитектору нужны были знания и в точных науках – для правильной и красивой проектировки, и познания в свойствах материалов, для того, чтобы проект можно было воплотить в реальность. Строитель, реализовывавший проект, тоже должен был обладать этими знаниями, чтобы понять проект, составленный другим человеком. Но он нес ответственность лишь за техническую сторону дела, а не за художественное совершенство здания. Таким образом, ремесло строителя в эпоху Возрождения стало ближе больше к ремеслам, чем к искусствам.
Рис. 141 [Илл. – План Флоренции работы Леонардо да Винчи. Проект водоотводных каналов для защиты города от наводнений. (Renaissance, стр. 120 нижн. рис.)]
В средние века гражданская архитектура в городах по большей части ограничивалась сооружением общественных зданий. Общего плана городского центра архитекторы придерживались лишь в общих чертах – главная площадь с расположенной на ней ратушей и собором (иногда ратушная и соборная площади находились по соседству), окружающие площадь здания с аркадами на первом этаже. В эпоху Возрождения городские власти стали уделять гораздо больше внимания облику центра города как архитектурному единству. Тогда же гражданская архитектура начала развиваться еще в одном направлении. Все больше богатых горожан при возведении дома для себя, заказывали лучшим архитекторам проекты изысканных зданий. В Италии в XV в. в крупных городах Севера и Центра появилось немало частных домов, спроектированных самыми известными архитекторами той эпохи.
Кроме того, независимые города во времена постоянных войн заботились и о своей обороноспособности. В XIV–XV вв. все крупные коммуны возводили новые городские стены, укрепленные по всем правилам фортификации. Толстые стены, окружавшие город по периметру, были усилены башнями и увенчаны зубцами, позволявшими защитникам вести огонь в случае осады. Города в эпоху Возрождения приобретали все более военизированный облик. То же самое происходило и с замками феодалов. Большинство каменных замков, дошедших до наших дней, были либо возведены, либо перестроены именно в эпоху Возрождения. Возросшее техническое мастерство строителей, навыки обращения с прочным камнем позволяли воздвигать высокие и толстые стены, зачастую усиленные наружными контрфорсами.
Особняком стояла в эпоху Возрождения церковная архитектура. В этой области новые технические приемы были не единственными определяющими. Многое зависело от культурных традиций того или иного региона. Во Франции, к примеру, очень долгое время господствовала готика, и облик храмов XIV–XVI столетий не слишком отличался от средневековой готики. Другое дело, что математические познания архитектора позволяли ему максимально точно рассчитать предполагаемую нагрузку на несущие элементы здания и изначально спроектировать церковь, фантастически воздушную по своему облику, но прочную и способную пережить века. Эстетика Возрождения преобладала в основном в итальянских городах. Там по проекту архитекторов новой формации – от Брунеллески до Альберти – были созданы церкви, напоминающие простотой и пропорциональностью античные храмы. Но и в Италии преклонение перед античностью отступало на второй план рядом со стремлением к математической выверенности всех элементов строения.
Готика – стиль западноевропейского искусства XII–XVI вв.
Леон Баттиста Альберти (1404–1472) – итальянский ученый, писатель, философ, архитектор и скульптор.
В Северной Европе расцвет городской архитектуры и расцвет строительства пришелся на конец эпохи Возрождения – XVI век. В Германии, где «борьба церквей» закончилась победой протестантизма, складывался новый тип церковной архитектуры, лишенной вычурности католических храмов. Поэтому с художественной точки зрения строительство в этих областях осталось на прежнем уровне. Там строитель еще долго трудился на уровне средневекового универсального мастера, возводя здание без точного проекта и внося в него изменения вплоть до завершения.
Рис. 142 [Илл. – Микеланджело преподносит папе Павлу IV макет собора Св. Петра. Фреска 1619 г. (Renaissance, стр. 172)]
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение