Шекспир
Вторая половина XVI в. ознаменовалась подъемом драматического искусства и драматургии в Англии. Сама королева Елизавета благоволила к драматургам. Конец столетия ознаменовался для английской литературы потрясением невиданной силы – творчеством Уильяма Шекспира, самого значительного представителя ренессансной культуры Англии и одного из столпов европейской литературы.
О биографии Шекспира до сих пор нет абсолютно точных сведений. То, что он сам сообщал о себе (родился в городе Стратфорд-на-Эйвоне, руководил основанным им же театром «Глобус» в Лондоне, и т.д.) до сих пор подвергается сомнениям. «Шекспировский» вопрос звучит примерно так же, как «гомеровский» – «А был ли Шекспир?» Едва ли не со дня смерти драматурга ведутся споры о том, насколько этот человек существовал реально. Исследователи приписывают авторство шекспировских текстов то Фрэнсису Бэкону, то покровителям Шекспира, то самой королеве Елизавете. Ожесточенности спорам добавляет и тот факт, что от Шекспира практически не осталось рукописей – только напечатанные тексты пьес и сонетов. Речь не идет о том, существовал ли человек по имени Уильям Шекспир – в этом нет сомнений. У него была семья, на кладбище в родном городе драматурга сохранилась могила Шекспира и его жены, существуют записи в церковно-приходских книгах, не позволяющие усомниться в его реальности. Вопрос стоит так: был ли Уильям Шекспир действительно автором всего того, что входит в корпус шекспировских текстов, или же он был всего лишь «ширмой», номинальным сочинителем. Но как бы там ни было, существовал Шекспир на самом деле или нет, но его творческое наследие вполне реально и явно принадлежит одному человеку.
Творчество Шекспира довольно легко делится на три этапа. Первый этап (1590 – 1599 гг.) – период написания ранних хроник, комедий и драм, среди которых «Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь», «Как вам это понравится», «Тит Андроник» (первая трагедия Шекспира) и «Юлий Цезарь». Второй этап (1600 – 1608 гг.) – трагедии, от «Гамлета» до «Тимона Афинского». Этот период является вершиной шекспировского творчества, временем наивысшего взлета его таланта. Третий этап (1609 – 1613 гг.) – заключительный. В это время были созданы преимущественно романтические драматические произведения («Буря», «Зимняя сказка»), а также последняя из хроник – «Генрих VIII», которая, как полагают, могла быть написана Шекспиром не в одиночку. После 1613 г. писатель отошел от драматургии и больше ничего не написал.
Хроники первого этапа творчества представляют собой эпизоды из разных времен – от Столетней войны до сравнительно недавних для поколения Шекспира событий. Резкие, мрачные тона хроник в этот период уравновешивались легкими и изящными комедиями, сюжеты которых Шекспир нередко заимствовал из итальянской новеллистики («Ромео и Джульетта», «Два веронца»), сохраняя даже итальянский антураж. В ранних трагедиях Шекспир, как правило, изображал трагическую судьбу отдельного человека или людей в особых ситуациях. Индивидуализм, характерный для ренессансного искусства, проявился в ранних произведениях Шекспира не в крайней, но в достаточно явной форме.
Позже, уже в период написания больших трагедий, таких как «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», в полной мере показано трагическое мироощущение в целом, крушение тех возвышенных идей, которые проповедовала гуманистическая культура. И вместе с тем в центре его внимания – предельно сильные личности, нужду в которых все явственнее высказывали те же гуманисты. Шекспир в трагедиях 1600 – 1610 гг. анализирует само понятие «сильной личности», ставя эту личность в различные ситуации и следя за тем, как развивается характер героя, как тот раскрывается со всех, порой совершенно непривлекательных сторон. От возвышения над условностями средневекового общества – один шаг к высокомерию и презрению, от стремления прийти к власти любой ценой («Макбет») – до кровавого преступления и мук совести, которые становятся причиной смерти героя.
Рис. 235 [Илл. – Первый известный портрет Шекспира на титульном листе издания его произведений 1623 г. (Renaissance, стр. 305)]
Последний этап творчества резко отличается от предыдущих. Шекспир продолжает развивать все те же темы, но в совершенно ином стилистическом ключе. Шекспир-драматург в этот период углубляется в психологический анализ внутреннего мира человека, в «анатомирование» человеческих отношений. То же можно отнести и к его сонетам, в которых, как в сонетах Петрарки, главной темой является состояние внутреннего мира героя, отождествляемого, хотя и со значительной долей условности, с автором. Здесь надо заметить, что «Я» в сонетах Шекспира и «Я» в сонетах Петрарки – два полюса поэтического «Я». Петрарка писал о собственных эмоциях, тесно увязывал свои стихотворения с некоторыми фактами собственной биографии. Шекспир, соблюдая некую автобиографичность, остается за рамками «Я» своего лирического героя.
С самого начала в шекспировской драматургии отчетливо прослеживается важнейшая для всего Ренессанса идея: поиск равновесия в мире, той самой гармонии, к которой стремился Ариосто. Трагические события, хаос и смерть для героев Шекспира почти всегда оказываются возможностью создать новую опору духовной жизни, начать жизнь по-новому. Это особенно заметно в произведениях первого этапа. Но поиск гармонии Шекспир продолжает даже в «разболтавшемся мире» «Гамлета», в мрачной атмосфере средневековой Шотландии («Макбет») или в полулегендарной эпохе Темных веков (именно к этому времени восходят легенды, легшие в основу «Короля Лира»).
Драматургия Шекспира стала новаторским явлением на английской сцене. Шекспир повел решительную борьбу за строгую организацию и самих пьес, и их постановки. Он решительно боролся с так называемой «свободой», которую декларировали многие его современники-драматурги, и которая на деле оборачивалась неряшливостью в использовании времени и пространства на сцене. Организационные новшества Шекспира были далеки от соблюдения единства времени, действия и места, характерных для античной драмы и искусства XVII в. – классицизма. Единство композиции, единство всего произведения достигалось за счет другого –внутренней цельности характеров персонажей, за счет их выразительности, равной которым английский театр, да и весь европейский театр еще не видел.
Рис. 236 [Илл. – У. Шекспир. Портрет XVII в. (Детский Плутарх, стр. 451 верх.)]
Судьба Шекспира-драматурга сложилась сравнительно неплохо – он владел собственным театром, имел дворянский титул, дом и поместье, у него были влиятельные покровители в высшем обществе. Но на протяжении всей своей творческой деятельности, Шекспиру приходилось вести ожесточенную полемику с собратьями по ремеслу, отстаивать свои художественные принципы не только на практике, но и в словесных баталиях, где он, по свидетельствам современников, вел себя как «острый малый» – иными словами, умел ответить не только остроумно, но и аргументированно, не оставив камня на камне от аргументации собеседника (в елизаветинскую эпоху такой ум, по-английски – wit, весьма ценился у образованных людей). Последние годы жизни драматурга оказались омрачены рядом личных потерь – умерли практически все его родные, в том числе и сын; в 1613 г., во время одной из премьер, сгорело здание его любимого детища – театра «Глобус» (вскоре полностью восстановленного). Возможно, из-за всех этих событий Шекспир и оставил драматургию.
Творчество Шекспира, особенно последний этап, фактически подвело черту под культурой Возрождения. Все темы, волновавшие писателей и поэтов этой эпохи, были Шекспиром исследованы и полностью доведены до логического конца – в иных случаях трагического, в иных не найдя достойного разрешения. Пьесы последнего периода знаменовали попытку Шекспира влиться в надвигавшуюся новую культуру, заимствовавшую у ренессансной эпохи стремление к рационализму, но лишенную иллюзий гуманизма, которые развенчал сам Шекспир в своих трагедиях. Молодое поколение английских поэтов – Донн, Уэбстер и другие – относились к Шекспиру с почтением, прекрасно осознавая, как много он сделал для литературы. Но вместе с тем, новое поколение уже относило старшего современника к культуре ушедшей эпохи, утратившей для них всякую актуальность.
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение