Введение
Возрождение, или Ренессанс – возможно, самая противоречивая эпоха европейской истории последнего тысячелетия. Казалось бы, по сравнению с предыдущими периодами истории христианской цивилизации Возрождение – первый период, оставивший после себя изобилие письменных свидетельств, произведений искусства, философии, литературы, науки. Но в последнее время все чаще ведутся споры на тему: «А было ли Возрождение?». Суть этих споров одним заглавием раскрывает блистательный труд датского историка и философа Йохана Хейзинги «Осень Средневековья».
Укоренившийся в науке термин «Средние века» традиционно обозначал период, включающий исторический промежуток в тысячу лет между античностью и Возрождением. Этот взгляд на Средневековье берет свое начало в трудах ученых эпохи Ренессанса, стремившихся откреститься от культуры предыдущего периода. Сегодня, по прошествии значительного времени, становится все более очевидно, что блистательная культура Возрождения не просто выросла из культуры Средних веков, но и прочно вросла в нее.
Однако для начала следовало бы ответить на вопрос: «Что такое Возрождение?» Обратимся к хронологии.
Эпоха Возрождения – это период в истории Европы, начавшийся в начале – середине XIV в. и закончившийся (в разных странах по-разному) к XVI–XVII вв. Связанный с оживлением интереса к античному искусству, науке, философии и литературе, термин «Возрождение» больше относится к истории культуры. Этот интерес зародился в самом конце XIII–начале XIV в. в среде итальянских ученых. Увлечение ценностями, которые пропагандировали древнегреческие философы, быстро переросло в культ античности, воспевавшейся как «золотой век» в истории человечества в противовес суровой, аскетичной культуре «темных веков».
Распространение новой культуры в Западной Европе началось с наиболее развитых в экономическом и политическом отношении стран Высокого Средневековья – Италии и Франции. Спустя некоторое время эта культура проникла в Северную Европу, в первую очередь Нидерланды, а затем и в Англию. Позже всего возрожденческие тенденции получили развитие в Германии, наиболее отсталой тогда в политическом отношении стране Западной Европы.
Историческое противоречие Возрождения состоит в том, что с экономической и политической точек зрения этот период мало чем отличался от Средневековья. Абсолютные монархии, складывавшиеся в европейских странах (прежде всего во Франции), были феодальными государствами. Экономика всех без исключения европейских стран этого периода недалеко ушла от экономического уклада Раннего Средневековья. Расцвет мануфактур в городах XIV–XVI вв. – это даже не зерно капиталистических отношений, установившихся в европейской экономике не ранее начала XIX в. Слово «буржуазия» означало в эту эпоху всего-навсего «городское население», и было лишено того смысла и значения, которые приобретет в конце XVII в. сословие состоятельных горожан. Так что с точки зрения истории, Возрождение – действительно «осень Средневековья», время, когда все тенденции феодального общества вошли в завершающую стадию своего развития.
Возрождение – любимое дитя Истории. Этот период включает в себя величайшие достижения искусства и науки. В это время творили Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Шекспир и Сервантес. Но в это же самое время по всей Европе горели костры инквизиции, жестоко расправлявшейся с инакомыслящими. Был изобретен порох, с помощью которого испанцы и португальцы в XVI в. захватили полмира. Несколько поколений королей Франции и Англии вели войну, длившуюся более ста лет и не принесшую ни одной из сторон ни новых земель, ни политического веса. Повсюду вспыхивали восстания крестьянства и горожан против знати. Восставшие топили в крови дворян, а королевские войска огнем и мечом проходили по земле, опустошенной бунтами. Все эти события История приписывает «мрачной средневековой эпохе». Что же в действительности представляло собой Возрождение?
Рис. 1 [Илл. – «Человек-микрокосм». С гравюры. (Словарь символов, стр. 188)]
В ряде исторических исследований термин «Возрождение» относится главным образом к событиям, так или иначе связанным с развитием культуры в западноевропейских странах. Тот же период, вобравший в себя становление абсолютных монархий, народно-освободительные движения, формирование новой политико-экономической системы Европы, нередко называют «Поздним Средневековьем». Концом Средних веков можно считать эпоху Великих географических открытий – время, когда христианский мир выбрался из скорлупы, в которой держал сам себя на протяжении более тысячи лет. Возрождение как культурная эпоха подошло к концу гораздо позже – в одних странах в XVI в., в других – в XVII в.
Великие географические открытия – условный термин для обозначения крупных географических открытий европейских путешественников в середине XV–середине XVII вв.
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение