logo
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Введение

Возрождение, или Ренессанс – возможно, самая противоречивая эпоха европейской истории последнего тысячелетия. Казалось бы, по сравнению с предыдущими периодами истории христианской цивилизации Возрождение – первый период, оставивший после себя изобилие письменных свидетельств, произведений искусства, философии, литературы, науки. Но в последнее время все чаще ведутся споры на тему: «А было ли Возрождение?». Суть этих споров одним заглавием раскрывает блистательный труд датского историка и философа Йохана Хейзинги «Осень Средневековья».

Укоренившийся в науке термин «Средние века» традиционно обозначал период, включающий исторический промежуток в тысячу лет между античностью и Возрождением. Этот взгляд на Средневековье берет свое начало в трудах ученых эпохи Ренессанса, стремившихся откреститься от культуры предыдущего периода. Сегодня, по прошествии значительного времени, становится все более очевидно, что блистательная культура Возрождения не просто выросла из культуры Средних веков, но и прочно вросла в нее.

Однако для начала следовало бы ответить на вопрос: «Что такое Возрождение?» Обратимся к хронологии.

Эпоха Возрождения – это период в истории Европы, начавшийся в начале – середине XIV в. и закончившийся (в разных странах по-разному) к XVI–XVII вв. Связанный с оживлением интереса к античному искусству, науке, философии и литературе, термин «Возрождение» больше относится к истории культуры. Этот интерес зародился в самом конце XIII–начале XIV в. в среде итальянских ученых. Увлечение ценностями, которые пропагандировали древнегреческие философы, быстро переросло в культ античности, воспевавшейся как «золотой век» в истории человечества в противовес суровой, аскетичной культуре «темных веков».

Распространение новой культуры в Западной Европе началось с наиболее развитых в экономическом и политическом отношении стран Высокого Средневековья – Италии и Франции. Спустя некоторое время эта культура проникла в Северную Европу, в первую очередь Нидерланды, а затем и в Англию. Позже всего возрожденческие тенденции получили развитие в Германии, наиболее отсталой тогда в политическом отношении стране Западной Европы.

Историческое противоречие Возрождения состоит в том, что с экономической и политической точек зрения этот период мало чем отличался от Средневековья. Абсолютные монархии, складывавшиеся в европейских странах (прежде всего во Франции), были феодальными государствами. Экономика всех без исключения европейских стран этого периода недалеко ушла от экономического уклада Раннего Средневековья. Расцвет мануфактур в городах XIV–XVI вв. – это даже не зерно капиталистических отношений, установившихся в европейской экономике не ранее начала XIX в. Слово «буржуазия» означало в эту эпоху всего-навсего «городское население», и было лишено того смысла и значения, которые приобретет в конце XVII в. сословие состоятельных горожан. Так что с точки зрения истории, Возрождение – действительно «осень Средневековья», время, когда все тенденции феодального общества вошли в завершающую стадию своего развития.

Возрождение – любимое дитя Истории. Этот период включает в себя величайшие достижения искусства и науки. В это время творили Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Шекспир и Сервантес. Но в это же самое время по всей Европе горели костры инквизиции, жестоко расправлявшейся с инакомыслящими. Был изобретен порох, с помощью которого испанцы и португальцы в XVI в. захватили полмира. Несколько поколений королей Франции и Англии вели войну, длившуюся более ста лет и не принесшую ни одной из сторон ни новых земель, ни политического веса. Повсюду вспыхивали восстания крестьянства и горожан против знати. Восставшие топили в крови дворян, а королевские войска огнем и мечом проходили по земле, опустошенной бунтами. Все эти события История приписывает «мрачной средневековой эпохе». Что же в действительности представляло собой Возрождение?

Рис. 1 [Илл. – «Человек-микрокосм». С гравюры. (Словарь символов, стр. 188)]

В ряде исторических исследований термин «Возрождение» относится главным образом к событиям, так или иначе связанным с развитием культуры в западноевропейских странах. Тот же период, вобравший в себя становление абсолютных монархий, народно-освободительные движения, формирование новой политико-экономической системы Европы, нередко называют «Поздним Средневековьем». Концом Средних веков можно считать эпоху Великих географических открытий – время, когда христианский мир выбрался из скорлупы, в которой держал сам себя на протяжении более тысячи лет. Возрождение как культурная эпоха подошло к концу гораздо позже – в одних странах в XVI в., в других – в XVII в.

Великие географические открытия – условный термин для обозначения крупных географических открытий европейских путешественников в середине XV–середине XVII вв.