Кальвин и его церковь
Начиная с 1530-х гг., в Женеве начал свою деятельность протестантский проповедник Жан Кальвин, француз по происхождению. Кальвин получил превосходное для своего времени образование – юриста, филолога, богослова. Он был активным участником гуманистического движения во Франции. В 1534 г. французское правительство начало гонения на сторонников церковной реформы, и Кальвин покинул родину. Сначала он перебрался в германский город Страсбург, а оттуда в Швейцарию, в Базель. Там он написал и опубликовал сочинение, в котором были изложены основы разработанного им вероучения. «Наставление в христианской вере» Кальвина представляло собой наиболее полную и последовательную программу не только церковной реформы, но и кардинального изменения самого духа религии.
Жан Кальвин (1509 – 1564) – французский богослов, юрист, деятель Реформации. Основоположник кальвинистской церкви.
Рис. 48 [Илл. – Жан Кальвин. Портрет работы неизвестного художника. Ок. 1564 г. (Renaissance, стр. 296)]
Главный тезис этого вероучения, получившего название кальвинизма – тезис о предопределении. Кальвин утверждал, что судьба любого человека, как в земной жизни, так и на небесах, предопределена Богом еще при сотворении мира. Изменить свою судьбу невозможно. Избранники обретут спасение вне зависимости от своих прегрешений, а те, кто был обречен, все равно не сумеют заслужить прощения. Тем не менее, поскольку знать свою судьбу человеку не дано, как не дано проникнуть мыслью в Божественную мудрость, Кальвин призывал верующих считать себя все же «избранными». Однако, согласно Кальвину, богач не должен гордиться своим богатством – оно не признает за ним никаких заслуг, ибо ниспослано свыше. Бедняк также не должен сожалеть о своей бедности, поскольку он занимает в мире место, которое было ему предопределено Божественным провидением. Если человека в жизни преследуют неудачи – это признак того, что он пытается сойти с предопределенного ему пути. А это, как писал Кальвин – грех.
Кальвинизм – протестантское учение, сформировавшееся в церковь в XVI в. в Швейцарии. Получило распространение также во Франции.
Кальвин явил миру нового Бога, которого ни одно из христианских вероучений, ни одна из ересей еще не знали. Бог Кальвина – не всепрощающий Христос католика, не благой Бог, наполняющий верой и благодатью, как у Лютера. Это безжалостный правитель, карающий всякого, кто осмелится пойти против его загадочной воли. Основа покаяния, согласно вероучению Кальвина – не раскаяние верующего в своих грехах, а в первую очередь страх перед Богом. Более того, спасение – результат не личного покаяния верующего, а только той искупительной жертвы, которую принес Христос на кресте.
Рис. 49 [Илл. – Жан Кальвин. Гравюра XIX в. (Детский Плутарх, стр. 240 верхн. рис.)]
Однако кальвинизм, как это ни странно, не был учением, проповедующим обреченность человека. Поскольку, по Кальвину, мирской путь человека предопределен, все, что требуется от верующего – это усердно, по мере сил исполнять свое предназначение. Главным лозунгом кальвинистов стали слова «Молись и работай», точнее всего отражающие сущность нового вероучения. Главными добродетелями признавались усердие, покорность Богу и бережливость. Христианская заповедь бедности (Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Небесное) утратила у кальвинистов всякий смысл. Преуспевание в мирских делах Кальвин объявлял богоугодным делом, свидетельством того, что человек исполняет свое предназначение и удостоился благосклонности Всевышнего. Тезис о предопределенности сводил на нет всякие сословные границы. Никто не обладал привилегиями по праву рождения – родиться дворянином было предопределено Богом, как и родиться бедняком. А для Бога все привилегии бессмысленны.
Учение Кальвина, с его призывами ко всеобщему социальному равенству, с признанием мирского процветания как главной добродетели, получило одобрение среди бюргерства городских кантонов. В 1536 г. Кальвин прибыл в Женеву, где его вероучение мгновенно стало очень популярным. Кальвин создал собственную церковную структуру, отличавшуюся от прочих протестантских церквей прежде всего организационно. Община верующих избирала пастора, нескольких старейшин-пресвитеров, занимавшихся административными вопросами, и дьяконов, собиравших и распределявших милостыню. Высший совет кальвинистской церкви – консистория – включал в себя пятерых пасторов и двенадцать пресвитеров.
Сила кальвинистов в Женеве была настолько велика, что церковь вскоре подчинила себе и светскую власть. В кантоне установилось по сути теократическое государство. Это не могло понравиться верхушке знатных горожан, и Кальвин был изгнан из Женевы. Впрочем, ненадолго. Уже в 1541 г. он вернулся в город, где его сторонники победили окончательно. Кальвинизм одержал полную победу во всех протестантских кантонах Швейцарии. Вернувшись в Женеву, Кальвин получил неограниченную власть и над городом, и над церковью, и над всей протестантской частью страны. На протяжении двадцати с лишним лет, до самой своей смерти, идеолог Реформации носил неофициальное, хотя известное всей Европе, прозвище «женевский папа».
Кальвинистская церковь вела себя по отношению к инакомыслящим едва ли не суровее, чем католицизм, с которым так усердно боролась Реформация. Церковная революция, потрясшая католическую церковь до самого основания, мало что изменила в общественном положении церкви в странах Реформации. И лютеране в Германии, и кальвинисты в Швейцарии были беспощадны к инакомыслящим. В отличие от Германии, где светские князья покорили церковь, швейцарская протестантская церковь подчинила себе все общество едва ли не сильнее, чем католическая в период своего наибольшего процветания.
Инакомыслящих «женевский папа» карал так же сурово, как и папа римский. Он не делал особых различий между католиками и протестантами, еретиками и светскими учеными. Методы главы швейцарской Реформации тоже не отличались от тех, какими пыталась защитить свою целостность католическая церковь. По личному приказанию Кальвина в Женеве был предан церковному суду испанский гуманист Мигель Сервет. В родной Испании Сервету грозил костер инквизиции – ученый выступал с отрицанием тройственной сущности Бога. В Швейцарии, оплоте Реформации, его сожгли за то же самое. Анабаптисты подвергались в кальвинистской Женеве таким же гонениям, как и католики. На долгое время Женева стала одним из самых мрачных и страшных городов Европы. Кальвинистские пресвитеры строго следили за соблюдением правил благочестия, искореняли роскошь, отменили все праздники, кроме официальных празднеств кальвинистской церкви.
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение