logo
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Микеланджело

Микеланджело Буонаротти, старший современник Рафаэля, пережил его почти на полвека. К Микеланджело, пожалуй, как ни к кому другому из его современников, подходит слово «творец». Если Леонардо был по преимуществу ученым, а Рафаэль – исключительно живописцем, то Микеланджело оставил заметный след во всех без исключения сферах творческой деятельности. Он был выдающимся скульптором, живописцем и архитектором, сочинял талантливые стихи, по накалу страсти намного оставившие позади литературу позднего гуманизма. Микеланджело – самый яркий представитель искусства Чинквеченто, как по всеохватности своего таланта, так и по длительной эволюции творчества. За годы работы Микеланджело прошел путь от эстетики конца Кватроченто до живописи маньеризма, даже до некоторых элементов барокко. Барочное искусство вообще все так или иначе было связано с наследием Микеланджело.

Рис. 387 [Илл. – Микеланджело. «Бегущий юноша», рисунок. Лондон, Британский музей. (Storia dell'arte, т. 3 стр. 25 рис. 23)]

Об ученических годах Микеланджело известно очень мало – он провел не больше года в мастерской Доменико Гирландайо,  обучаясь у него живописи, изучая технику Мазаччо и Джотто. От этих художников он унаследовал тягу к пластической выразительности форм, ставшую главной характеристикой его творчества. Еще в течение года он обучался скульптуре, изучая главным образом богатейшую коллекцию античной скульптуры, принадлежавшую Лоренцо Медичи. После этого молодой художник продемонстрировал правителю Флоренции такое мастерство и художественный стиль, что Лоренцо взял его под свою опеку и ввел в круг гуманистов, возглавляемый Марсилио Фичино. Там, в интеллектуальной атмосфере, Микеланджело получил обширные знания и сформировал свой художественный идеал, опирающийся в первую очередь на фичиновский неоплатонизм.

Рис. 388 [Илл. – Микеланджело. «Битва кентавров». Флоренция. (Storia dell'arte, т. 3 стр. 26 рис. 25)]

К первому периоду творчества Микеланджело относится рельеф «Битва кентавров» и ряд скульптур. В «Битве кентавров» ощутим полный разрыв Микеланджело с предшествовавшей традицией, в том числе и с классикой. Сама тема, навеянная античной мифологией, кажется неинтересной для Микеланджело – рельеф представляет собой скорее блистательный по исполнению образец сложной многофигурной скульптуры, и не более того. В то же время, в «Битве кентавров» получили развитие все изыскания скульпторов Кватроченто в области передачи обнаженного тела в движении. Кроме того, на примере этого рельефа хорошо заметно, в каком направлении развивалась дальше микеланджеловская концепция пластики и формы. Оригинальные мотивы (торсы, сложные переплетения тел), в дальнейшем появлявшиеся во многих работах Микеланджело, соседствуют с античными и средневековыми мотивами.

В 1499 г. Микеланджело завершил свой шедевр – статую «Пьета’», украшающую собор святого Петра в Риме. Эта скульптура знаменует полный и окончательный отход от классицистической эстетики. Скульптура, изображающая мадонну с мертвым телом Христа на руках, оригинальна не столько по сюжету (многие современники критиковали Микеланджело за то, что он изобразил мадонну слишком молодой), не столько с иконографической точки зрения, сколько по стилю. Композиция скульптуры – вполне классическая, исполненная гармонии и спокойствия. Но тщательность, с какой Микеланджело подошел к обработке самых мелких деталей скульптуры, не имела аналогов в современном ему искусстве. Во многом «Пьета’» относится еще к искусству Кватроченто. Патетичность, не свойственная более позднему творчеству Микеланджело, свидетельствует о том, что в период работы над скульптурой мастер интересовался больше совершенствованием техники, нежели выработкой стилистических новшеств.

Рис. 389 [Илл. – Микеланджело. «Пьета’». Рим, Ватикан. (Storia dell'arte, т. 3 стр. 28 рис. 28)]

В 1501 г. Микеланджело вернулся из Рима во Флоренцию. Там он начал работу над первым скульптурным произведением, в котором стремился воплотить свой собственный художественный идеал, свободный от влияния старших современников. Это – колоссальная статуя «Давид». Закончив скульптуру в 1504 г., он установил ее перед флорентийским Палаццо Веккьо как символ гражданских добродетелей. Микеланджело нашел идеальное соответствие между героической темой и грандиозной, величественной формой – еще почти классической, делающей юношу Давида похожим на Геракла. Смешение библейского начала, пронизанного моральными и религиозными идеями, с античным, воспевающим физическую красоту и жизненную силу, Микеланджело впоследствии нередко применял как художественный прием. Возможно, именно из-за слияния двух идеалов – морального и эстетического, статуя вышла подлинным шедевром. Микеланджело наполнил фигуру, стоящую в статичной позе, энергией движения, застывшую пластическую массу сделал динамичной.

Рис. 390 [Илл. – Микеланджело. «Давид». Флоренция. (Storia dell'arte, т. 3 стр. 30 рис. 29)]

В 1508 г. Микеланджело – снова в Риме, где работает над росписями Сикстинской капеллы Ватикана. Основной темой потолочных росписей капеллы стали сюжеты из Ветхого Завета, развернувшиеся в историческое полотно, изображавшее развитие человечества до пришествия Христа. Центральная композиция содержала девять сюжетов: «Отделение света от тьмы», «Сотворение звезд», «Отделение земли от воды и сотворение животных», «Сотворение человека», «Сотворение женщины», «Первородный грех и изгнание из рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Пьянство Ноя». По бокам от центральной композиции Микеланджело разместил «Пророков и сивилл», где вновь совместил библейских и античных персонажей, «Есфирь», «Бронзового змея», «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф».

Рис. 391 [Илл. – Микеланджело. Потолок Сикстинской капеллы. Рим, Ватикан. (Storia dell'arte, т. 3 стр. 33 рис. 31)]

Концепция этого грандиозного замысла предстает совершенно новой для европейского искусства, прежде всего в поиске общего пластического эффекта. Микеланджело добился этого, вводя искусственные архитектурные элементы, не совпадающие с реальными пространственными структурами капеллы, но следующие единству перспективы. Эти ложные элементы должны были привлечь внимание зрителя к фигурам персонажей, которых художник изобразил по большей части изолированно друг от друга. В центре внимания Микеланджело – человеческая фигура, гигантская, атлетического телосложения, подчеркнутая с помощью пластических средств. Фигуры переданы в напряженных, сложных позах. Здесь Микеланджело вновь обратился к такому приему, как сплетение тел. Наложение фигур одна на другую, испробованное еще Рафаэлем, для Микеланджело стало единственным средством добиться формального равновесия, почти нарушенного столкновением больших пластических масс и драматическим эффектом. Цветовая гамма фресок достаточно однообразна и служит для того, чтобы подчеркнуть энергичный рисунок и игру светотени. Именно светотени Микеланджело использовал, чтобы вылепить мощные фигуры персонажей.

Рис. 392 [Илл. – Микеланджело. «Сотворение Адама». Фрагмент. (Storia dell'arte, т. 3 стр. 35 рис. 34)]

В 30-е гг. Микеланджело вновь вернулся во Флоренцию, где занимался работами по созданию Капеллы Медичи. Особенно известны его аллегорические скульптуры «Ночь», «День», «Заря» и «Сумерки». При создании этих статуй, Микеланджело вдохновлялся античной традицией – скульптурными изображениями речных божеств. Контраст между мужскими фигурами, подчеркнуто сильными и мускулистыми, и женскими, нежными и пластичными, не противопоставляет фигуры друг другу, а наоборот, формирует единую скульптурную композицию.

Рис. 393 [Илл. – Микеланджело. «Заря». Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 37 рис. 37 прав. нижн.)]

В 1534 г. Микеланджело вновь вернулся в Рим, чтобы закончить росписи Сикстинской капеллы. На этот раз он занялся росписью алтарной стены, украсив ее монументальной фреской «Страшный Суд». Фреска, начатая в 1536 г. и завершенная в 1541 г., немедленно вызвала жесточайшую критику в отношении как формы, так и содержания. Новизна «Страшного Суда» заключалась прежде всего в неведомой прежде свободе и пренебрежении почти всеми правилами перспективы и пропорции в традиционном понимании, равно как в отсутствии пространственной гармонии классического толка, ставшей уже визитной карточкой итальянского Возрождения. Вся композиция основывалась на наложении друг на друга целых фигур, приближенных или удаленных от зрителя в зависимости от их идейной значимости (почти что средневековая иерархическая перспектива). Так, центральная фигура Христа изображена на переднем плане не только по отношению к фигурам в верхней части, но и в нижней части фрески, которые по логике перспективы должны находиться ближе к зрителю. Физическая красота, столь много значившая для Микеланджело раньше, теперь уступает место религиозному содержанию.

Рис. 394 [Илл. – Микеланджело. «Страшный Суд», Рим, Ватикан. (Storia dell'arte, т. 3 стр. 40 рис. 41)]

Несколько позже, Микеланджело занялся архитектурными работами, самая величественная из которых – проект собора святого Петра в Риме, завершавший работу скульптора Браманте. Микеланджело значительно изменил первоначальный проект, сгруппировав боковые строения вокруг центрального здания, увенчанного огромным куполом на мощных пилястрах. Купол становится центром всей архитектурной группы – не полусферический, как предполагал предыдущий проект, но вытянутый. Вокруг этой вертикальной оси Микеланджело разместил два крытых портика – полукруг с величественными коринфскими колоннами. Сравнительно небольшое внутреннее пространство и незамкнутое, безграничное внешнее пространство площади перед собором олицетворяло собор и Рим как центр безграничного христианского мира.

Если Рафаэль в какой-то момент обрел свой идеал формального совершенства и в дальнейшем двигался отчасти по инерции, то творческий путь Микеланджело – это сплошь попытки преодолеть себя самого, добиться совершенства, которого он, по его собственному убеждению, добиться так никогда и не сумел. Беспокойное, нервное творчество Микеланджело стало зеркалом конца эпохи Возрождения. Сам Микеланджело – фигура не вполне ренессансная, хотя в его произведениях нашли отражение все художественные и нравственные идеалы этого времени. Он предпочитал работать в одиночку, все силы тратил исключительно на свои произведения. Человек «не от мира сего», не заботившийся о своем внешнем виде, глубоко религиозный (он, в частности, отказался от всякой платы за то, что сделал для собора святого Петра в Риме), Микеланджело являл прямую противоположность идеальному творцу Возрождения. Он открыто враждовал с Леонардо (наиболее полным воплощением этого идеала), с ревнивым вниманием следил за карьерой Рафаэля. В то время как Рафаэль воплотил в художественных образах чаяния целой культурной эпохи, Микеланджело первым из художников сделал искусство инструментом для выражения чувств, мыслей и эмоций конкретного человека.

Северное Возрождение

Расцвет живописи в Нидерландах, в первую очередь во фламандских и голландских городах, в XV – XVI вв. – явление, не связанное напрямую с Возрождением в Италии, хотя имеющее множество общих с ним черт. Это касается общественной сферы, в которой возникло это искусство. Новая живопись получила распространение в крупных промышленных и финансовых центрах Северной Европы – Брюгге, Генте, Антверпене. Но, в отличие от итальянских городов-государств, фламандская живопись была в первую очередь живописью третьего сословия, богатого купечества, а не аристократии.

Основное отличие фламандской живописи от искусства Италии состоит в совершенно иных выразительных средствах и художественном идеале. Если итальянское Возрождение развивалось преимущественно вне готической традиции, довольно слабой в тех местах, то фламандские живописцы довели до логического конца позднеготическую линию, проникшую из Франции. Таким образом, феномен фламандского искусства заключается не столько в кардинальном обновлении живописных традиций, сколько в появлении за достаточно короткий срок множества талантливых мастеров, которые, используя старые средства и приемы, достигли во владении ими совершенства и добились результатов, каких еще не знала поздняя готика.

Оригинальность фламандской живописи – в поиске как можно более эффективных и броских визуальных средств. Этот поиск привел их к тщательному исследованию законов оптики, к скрупулезному анализу тех особенностей живописи, которые подчас подчиняют художника, лишая его свободы в изображении окружающего мира. Двигаясь по этому пути, фламандские живописцы добились больших успехов в передаче уходящего вглубь фонового пространства, в создании разнообразных оптических эффектов. Изображение пространства, вкупе с выдающимися достижениями в области портретной живописи, является основным достижением фламандцев.

Но фламандские художники почти не уделяли внимания актуальной для итальянской живописи проблеме линейной перспективы, отчего их живопись во многом теряла оптическое единство, а фигуры и предметы подчас оказывались переданы с нарушением взаимных пропорций. Перспективная композиция выпадала из сферы первоочередных интересов фламандских живописцев, как все прочие элементы композиции, основанные на умственном, а не на чисто оптическом восприятии.

Важным вкладом фламандской школы в европейскую художественную традицию стало совершенствование техники масляной живописи. Масляные краски были известны достаточно давно, но фламандцы способствовали повсеместному распространению этой техники и достигли потрясающих результатов в использовании этих «тяжелых» красок. Тончайшие вариации тона, созданные наложением почти невидимых мазков, прославили фламандскую технику живописи.

Что касается духа фламандской живописи, в этом отношении она также не порвала с готической традицией. Религиозный аскетизм персонажей, обилие символов, восходящих к средневековой культуре, порой производят впечатление скорее возврата в глубины этой традиции. В самом деле, подлинная свобода во фламандской живописи ощущается преимущественно в натюрмортах и изображениях из животного мира. Человек же остается фигурой символико-декоративной или просто иллюстрацией к абстрактным идеям (по крайней мере, в живописи на религиозные темы). Некоторую вольность художники фламандского Возрождения допускали лишь в портретах частных лиц или в сценах, изображенных во внутреннем пространстве жилых домов.

Впрочем, именно эти свойства фламандской живописи сыграли решающую роль в ее распространении в странах Северной Европы, где средневековая культура сохраняла свои позиции гораздо дольше, чем на юге, а затем сменилась столь же аскетичной и суровой культурой Реформации.

Первый из фламандских художников новой волны – Ян ван Эйк, один из первых известных художников начала XV в. и фактический основатель новой школы. Начав свою деятельность в качестве художника-миниатюриста, он на всю жизнь сохранил внимание и интерес к пейзажу и пространству закрытых помещений. Эти два аспекта он изучал, экспериментируя в области светотени и композиции. В целом же его творчество сохранило всю типологию, линейные формы и изысканность линий поздней готики.

Рис. 395 [Илл. – Ян ван Эйк. «Полиптих Агнца». Фрагмент. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 492 рис. 656)]

Из ранних работ Яна ван Эйка безусловного внимания заслуживает «Полиптих Агнца» в кафедральном соборе города Гента. Особенно интересны изображения заказчиков этого произведения – супругов Борлунт из богатой купеческой семьи. Это одно из первых портретных изображений фламандской школы. Коленопреклоненные фигуры мужа и жены, помещенные под готические арки, разделены статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Потрясающий реализм и портретная точность сочетаются с невероятной пластической выразительностью. Портреты напоминают готические статуи и в то же время смотрятся живыми и естественными. Позднее этот мотив – изображение людей в виде «ложных статуй» – найдет широкое распространение во фламандской школе.

Рис. 396 [Илл. – Ян ван Эйк. «Супруги Борлунт». (Storia dell'arte, т. 2 стр. 493 рис. 657)]

В 1434 г. Ян ван Эйк создал одно из самых знаменитых своих полотен – «Портрет супругов Арнольфини». В этой картине художник совместил две тенденции новой художественной традиции – портрет человека третьего сословия и замкнутое пространство, определяющее всю композицию. Последний аспект станет впоследствии определяющим в портретной живописи фламандцев не столько из-за их исследований в области пространства, сколько из-за огромного богатства вариантов и возможности передавать всякий раз по-новому игру света и тени. Фламандцев почти никогда не интересовал предмет живописи в той степени, в какой их занимала передача формы и материи, возможность создать новые оптические эффекты. Это видно уже в работе ван Эйка – падающий из окна свет по-разному освещает меховой подбой плаща мужчины, подол женского платья и обивку на мебели в зависимости от реального материала, из которого все это сделано. Некоторые из мотивов, впервые возникших в этой картине, впоследствии несчетное количество раз были воспроизведены фламандскими и зарубежными живописцами. К таким мотивам можно отнести, например, зеркало на дальней стене комнаты. В этом зеркале отражаются предметы, находящиеся «по другую сторону» оптической плоскости первого плана картины.

В «Портрете супругов Арнольфини» ван Эйк прибегает к символическому нарушению пропорций. Фигуры людей, главный объект картины, производят впечатление непропорционально крупных по отношению к довольно тесному пространству комнаты. Несколько более правильное соотношение – в картине «Мадонна канцлера Ролина», датированной 1436 г. При работе над этим полотном, ван Эйк придавал громадное значение физиономической точности и реализму портрета. Статичная фигура канцлера, склонившего колени перед Мадонной (ее фигура дана в несколько идеалистическом ключе, в отличие от фигуры Ролина), производит впечатление абсолютной естественности. Это достигается в первую очередь тщательно прописанным лицом персонажа, точным подбором красок, передающих бледный цвет кожи ученого богослова. Фотографическая точность, отличающая работы ван Эйка, была взята на вооружение большинством его последователей и стала визитной карточкой фламандского искусства эпохи Возрождения.

Рис. 397 [Илл. – Ян ван Эйк. «Мадонна канцлера Ролина». Париж, Лувр. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 495 рис. 659)]

Из художников второй половины XV в. следует отметить имена Роджера ван дер Вейдена, Дирка Бутса, Петруса Кристуса и Ганса Мемлинка. Необычная, предельно реалистическая и в то же время глубоко символическая живопись фламандцев вскоре после формирования этой школы получила широкое признание за пределами Нидерландов. В частности, их живописью интересовался Лоренцо Медичи, который даже заказал фламандцам несколько работ. Развитие живописи в это время шло по пути, намеченному ван Эйком. В полотнах нидерландских мастеров постепенно приобретает все большую роль пейзаж. Так, работа Ганса Мемлинка «Страсти Господни» представляет собой вид средневекового города. Комплекс зданий, окруженных крепостной стеной, занимает большую часть полотна, и между зданиями и внутри них – множество человеческих фигурок, непропорционально крохотных с точки зрения перспективы (многие фигурки располагаются на переднем плане картины) и в то же время непропорционально больших по отношению к размерам зданий. Людская толпа выписана крайне тщательно, хотя и с большой долей символической условности.

Рис. 398 [Илл. – Ганс Мемлинк. «Страсти Господни». Турин, Пинакотека Сабауда. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 507 рис. 678)]

Ганс Мемлинк был представителем нового поколения фламандских художников. В его живописи наиболее сильно ощущается тяга к классическому равновесию композиции, стремление освободиться от готических декораций, обычных для художников первой половины XV в. Тем не менее, фигуры на полотнах Мемлинка статичны и чем-то напоминают изображения на готических миниатюрах – особенно это касается картин на религиозные темы, как триптих «Страшный Суд», заказанный Мемлинку флорентийским правителем.

Наиболее оригинальным представителем фламандской школы Северного Возрождения был Иероним Босх, чьи работы пользовались огромной популярностью в Европе на протяжении всего XVI века. Босх развивал не портретную тематику, начатую его предшественниками, а религиозно-символическую линию. Тематику произведений Босха определяла его причастность к религиозной ассоциации «Братства Мадонны» в его родном городе Хертогенбосе. Большинство работ художник написал для украшения сцены при постановках-мистериях, для витражей в местной церкви, и т.д.

Рис. 399 [Илл. – Иеронимус Босх. «Поклонение волхвов». Мадрид, Прадо. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 512 рис. 683)]

Работы Босха дают более чем ясное представление о его религиозном чувстве, в котором не было места полутонам – только решительное противопоставление добра и зла, бога и дьявола. Эта религиозная концепция, полностью идущая из средних веков, ставила человека перед выбором: полностью отдаться земным радостям или полностью отказаться от них.

В конце XV – начале XVI вв. в Нидерландах, как и на остальных германских землях, эти вопросы волновали большую часть общества. Беспокойство, нервное напряжение, накал религиозных страстей, бурлившие в обществе, только затрудняли решение этого вопроса, принуждая к тяжелейшему выбору, грозящему уходом либо в мистицизм, либо в мир плоти. Средневековая дилемма встала с новой силой. И Босх, тонко чувствующий и оттого сильнее переживающий художник, блистательно передал в своих работах смятение, царившее в душах людей.

Творчество Босха можно описать одним словом – «странное». Все его картины, многофигурные, со сложной композицией, разбиваются на множество мелких сценок. Их переполняют невероятные, фантастические образы, порой абсурдные, на грани бреда, но связанные неуловимой и невероятно прочной сюжетной линией полотна. И хотя смысл этих картин невозможно полностью понять сегодня (как невозможно было понять его и во времена Босха), очарование его произведений заключается в грандиозном эффекте и в бесконечном множестве вариантов прочтения тех или иных деталей каждой картины.

Рис. 400 [Илл. – Иеронимус Босх. «Семь смертных грехов». Мадрид, Прадо. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 513 рис. 684)]

Реалистическая и в то же время абстрагированная форма, созданная Босхом как специально для полубредового содержания, представляет собой отказ от всех достижений предыдущего периода истории фламандской школы, точнее, полную дезорганизацию ее композиционных и пространственных принципов. С одной стороны, на полотнах Босха представлены все технические и художественные достижения фламандцев XV в., с другой – каждый элемент лишен привычной функции и привычного окружения, отчего теряет всякий смысл. У Босха, например, нет никакой связи между фигурами (всегда изображаемыми в перспективе и со стремлением к максимальному портретному реализму) и пейзажем. Тонкость тонов, яркие теплые краски, изысканная колористика и сказочность полотен Босха напоминают скорее о временах расцвета готики, чем о фламандской школе ван Эйка и Бутса.

Наиболее полно Босх раскрывался в произведениях на внутренне близкие ему темы с философской проблематикой – «Искушение святого Антония», «Семь смертных грехов», и, конечно, в самом знаменитом своем произведении – «Сад наслаждений». Последняя картина представляет собой нагромождение всевозможных аллегорий и символов, в том числе носящих ярко выраженный сексуальный характер. Однозначное истолкование этих работ невозможно именно из-за универсальности символов, использовавшихся Босхом.

Другой его излюбленный прием – гротеск, причем почти всегда гротеск уродливый и касающийся исключительно людей. Лучше всего это видно на картине «Крестный ход». Лица зевак, окружающих идущего на казнь Христа, обезображены в издевательском смехе, беззубые рты широко открыты, в глазах – неприкрытое безумие или идиотизм. При всем том, лица сохраняют необычайную портретную точность, лишь слегка искаженную художником. Но этого «слегка» оказывается достаточно, чтобы вызвать омерзение. Эти лица становятся главными объектами внимания художника. Скорбное лицо Христа, прорисованное просто и безыскусно, в иконописном стиле – единственное светлое пятно среди густых теней, из которых выступают зеваки.

Рис. 401 [Илл. – Иеронимус Босх. «Сад наслаждений». Мадрид, Прадо. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 515 рис. 686)]

Характерная особенность творчества Босха – живой интерес и стремление к натуралистичности в изображении животных, рыб и птиц, гораздо большая, чем в изображении людей. Животный мир представлен практически на всех полотнах Босха – то в естественном виде, но непропорционально крупно, то в чудовищно искаженном, но все же узнаваемом.

Уникальность, смысловая многозначность и неповторимая техника принесли полотнам Босха огромную популярность во всей Европе. Особенным спросом его картины пользовались в Испании, где их широко репродуцировали. Вскоре у Босха появилось множество откровенных подражателей, но ни один из них не смог подняться до безумной фантазии самого Босха, последнего художника Средневековья.

Хронологические таблицы XIV – XVI веков

  1. Даты

События

1268 – 1314

Годы правления Филиппа IV Красивого во Франции

1293 – 1350

Годы жизни Филиппа VI Валуа

1295

Английский король Эдуард I собирает сословный парламент

1298

Битва при Курцоле. Начало борьбы Генуи и Венеции за власть в Адриатике

1302

«Битва шпор» при Куртре

1303

Французские рыцари арестовывают в Риме папу Бонифация VII

1303 – 1307

Восстание Дольчино

1305

Избрание папы Климента VII

1306

Филипп Красивый изгоняет из Франции всех евреев

1307 – 1314

Судебные процессы над орденом тамплиеров во Франции

Начало XIV в.

В Венеции создаются Совет десяти и Совет сорока

1307 – 1321

Данте Алигьери пишет «Божественную Комедию»

1309

Основан университет в Орлеане (Франция)

1309

Начало «авиньонского пленения пап»

1310

В Венеции начинают строить Дворец Дожей

1313 – 1354

Годы жизни Кола ди Риенцо

1315

Ордонансы английских баронов

1317

Филипп V во Франции принимает в качестве закона франкскую «Салическую правду»

1317

Англия дает исключительное право на торговые льготы ганзейским купцам

1320

Сицилия входит в состав Арагонского королевства

1320

Парижский мир между Францией и Фландрией

Между 1320 и 1330–1384

Годы жизни Джона Уиклифа

1321

Смерть Данте Алигьери

1327 – 1377

Годы правления Эдуарда II в Англии

1328

Во Франции приходит к власти династия Валуа

1328

Эдуард II заявляет права на французскую корону

1331 – 1391

Годы наивысшего расцвета Гранады под властью эмиров Юсуфа I и Мухаммеда V

1335

Король Эдуард II оккупирует Шотландию

1336

Франция вводит запрет на торговлю Фландрии с Англией

1337 – 1453

Столетняя война

1338 – 1380

Годы жизни Карла V Мудрого, короля Франции

1339

Венеция начинает завоевания на континенте

1340, 24 июня

Битва при Слейсе, первое поражение Франции в Столетней войне

1341

Франческо Петрарка коронован лавровым венком на Капитолии в Риме

1343

Тевтонский орден захватывает Померанию

1343

Формирование двухпалатного английского парламента

1346

Английские войска высаживаются во Фландрии

1346

Битва при Кресси. Первое сухопутное сражение в Столетней войне

1347

Кола ди Риенцо становится главой Римской республики

1347 – 1351

«Черная смерть» – эпидемия чумы в Европе

1348

Основание Пражского университета

1349 – 1361

Английские законы о труде

1353

Джованни Боккаччо заканчивает работу над «Декамероном»

1355

Венецианский дож Марино Фальери предпринимает попытку заговора

1356

«Золотая булла» германского императора, устанавливающая выборность императора

1356

      1. Битва Черного принца и Жана Доброго при Пуатье

1357

Восстание Этьена Марселя в Париже

1357, 3 марта

Карл V подписывает Великий мартовский ордонанс

1358, май – июнь

Жакерия, широкомасштабное восстание французских крестьян

1364

Смерть Жана Доброго. Карл V становится королем Франции

1364

Коронация Карла V Мудрого. Перемирие с Англией

1365

Основание Венского университета

1366

Английский парламент высказывается за прекращение вассальных выплат папе римскому

1366 – 1413

Годы жизни Генриха IV Ланкастера

1369

Франция возобновляет Столетнюю войну

1370

Первые успехи Франции в Столетней войне

1370

Эдуард III прекращает выплаты вассальной дани папе римскому

1371 – 1415

Годы жизни Яна Гуса

1374

Кастилия и Арагон заключают мир

1377

Французы высаживают военный десант в Англии

1377

Папа Григорий XI возвращается в Рим. Конец «авиньонского пленения»

1378

Начало Великого Раскола. В Риме и Авиньоне избирают двух пап

1378, 18 июня

Восстание чомпи во Флоренции

1380

Англия и Франция заключают перемирие на 6 лет

1380

Венеция наносит поражение Генуе в битве при Кьодже и остается лидирующим морским государством Средиземноморья

1381, май – 15 июня

Восстание Уота Тайлера в Англии

1382

Начало преследования лоллардов в Англии

1385

Возобновление Столетней войны

1386

Основание Гейдельбергского университета

1387

Начало строительства собора в Милане

1387 – 1400

Джефри Чосер пишет «Кентерберийские рассказы»

1388

Начало репрессий против лоллардов

1392

Русский город Новгород вступает в Великую Ганзу

1394 – 1395

Английский король Ричард II завоевывает Ирландию

1394 – 1460

Годы жизни Генриха Мореплавателя

1396

Англия и Франция заключают мир на 28 лет

1399

Коронация Генриха IV Ланкастера

1399 – 1461

Годы правления династии Ланкастеров

1403

Учение Джона Уиклифа проникает в Чехию

1403 – 1461

Годы жизни Карла VII

1407

Генрих V в Англии дает хартию купцам-авантюристам

1408

Католическая церковь созывает собор, чтобы положить конец расколу

1409

Пизанский собор. Избрание трех пап

1410

Противостояние арманьяков и бургиньонов во Франции

1412

Начало выступлений Яна Гуса с призывами к реформе церкви

Ок. 1412 – 1431

Годы жизни Жанны д'Арк

1413

Восстание кабошьенов в Париже

1413

Церковь запрещает сочинения Джона Уиклифа

1414

Английский король Генрих V заключает союз с герцогом Бургундским против короля Франции

1414

Лолларды объявлены в Англии вне закона

1414

Констанцский собор

1415

Португальцы захватывают Сеуту на севере Африки

1415

Яна Гуса сжигают как еретика

1416

Венецианцы наносят турецкому флоту поражение в битве при Галлиполи

1417

Окончание Великого раскола

1418

Ганза принимает собственную конституцию

1419

По приказу дофина Карла убит герцог Бургундский

1419 – 1436

Гуситские войны в Чехии

1420

Договор Труа между Англией и Францией

1420, 1 декабря

Генрих V занимает Париж

1420, 2 июня

Свадьба Генриха V Ланкастера и Екатерины Французской

1422

Смерть Генриха V Ланкастера

1423 – 1483

Годы жизни Людовика XI Валуа

1428

Англичане осаждают Орлеан

1429, 1 – 3 мая

Жанна д'Арк начинает освобождение Орлеана

1429, 17 июля

Коронация Карла VII в Реймсе

1430, 30 мая

Бургундцы захватывают в плен Жанну д'Арк

1431 – 1432

Португальцы открывают Азорские острова

1431 – 1447

Базельский церковный собор

1431, 30 мая

Сожжение Жанны д'Арк

1434

Козимо Медичи становится негласным правителем Флоренции

1435

Неаполь входит в состав Арагонского королевства

1436

Французы освобождают Париж

1439

Карл VII вводит во Франции постоянный налог – талью

1439

Флорентийская уния между католической и православной церковью

1442

Арагон присоединяет Неаполь

1450

Франческо Сфорца захватывает власть в Милане

1450

Открыты острова Зеленого Мыса

1450

Восстание Джека Кэда в Англии

1450 – 1500

Годы жизни Бартоломео Диаса

1451 – 1504

Годы жизни Изабеллы Кастильской

1451 – 1506

Годы жизни Христофора Колумба

1452 – 1485

Года жизни Ричарда III

1452 – 1516

Годы жизни Фердинанда II Арагонского

1453

Турки захватывают Константинополь. «Конец Средневековья»

1453 – 1455

Иоганн Гутенберг печатает первую библию на своем новом станке. Начало эры книгопечатания

1455, 22 мая

Начало войны Алой и Белой Розы

1456

Церковный суд оправдал Жанну д'Арк

1457 – 1509

Годы жизни Генриха VII Тюдора

1459 – 1519

Годы жизни Максимилиана I Габсбурга

1461

Коронация Людовика XI Валуа

1461 – 1485

Годы правления династии Йорков

1469

Свадьба Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской

1469 – 1492

Годы тирании Лоренцо Великолепного во Флоренции

1469 – 1524

Годы жизни Васко да Гама

1473 – 1543

Годы жизни Николая Коперника

1475

Попытка Эдуарда IV возобновить войну с Францией

1477

Нидерланды входят в состав «Священной Римской империи»

1479

Объединение Арагона и Кастилии. Образование Испанского королевства.

1483

Коронация Ричарда III

1483 – 1546

Годы жизни Мартина Лютера

1484 – 1531

Годы жизни Ульриха Цвингли

1485 – 1603

Годы правления династии Тюдоров

1485, 22 августа

Битва при Босвотре

1486

Открытие Мыса Доброй Надежды

1488 – 1523

Годы жизни Ульриха фон Гуттена

Ок. 1490 – 1525

Годы жизни Томаса Мюнцера

1491 – 1547

Годы жизни Генриха VIII Тюдора

1491 – 1556

Годы жизни Игнатия Лойолы

1492

Испанцы захватывают Гранаду. Окончание Реконкисты

1492 – 1493

Первая экспедиция Колумба

1492, 11 – 12 октября

Колумб и его спутники достигают Багамских островов

1493 – 1496

Вторая экспедиция Колумба

1494

Испания и Португалия делят между собой Восточное и Западное полушария

1494 – 1498

Деятельность Савонаролы во Флоренции

1494 – 1547

Годы жизни Франциска I Валуа, первого абсолютного монарха Франции

1494 – 1559

Итальянские войны

1497

Джованни Кабот достигает побережья Северной Америки

1497 – 1499

Плавание Васко да Гама. Открытие морского пути в Индию

1497 – 1560

Годы жизни Филиппа Меланхтона, теоретика протестантизма

1498 – 1500

Третья экспедиция Колумба в Америку

1499

Америго Веспуччи заявляет об открытии нового материка

1500 – 1558

Годы жизни императора «Священной Римской империи» Карла V Габсбурга.

1502 – 1504

Четвертая экспедиция Колумба в Америку

1505 – 1515

Португальцы завоевывают Индию

1507 – 1582

Годы жизни герцога Альбы

1509

Коронация Генриха VIII Тюдора

1509 – 1564

Годы жизни Жана Кальвина

1511

Фернан Кортес захватывает Кубу

1515

Коронация Франциска I Валуа

1516

Болонский конкордат

1516 – 1558

Годы жизни Марии I Тюдор

1517

«95 тезисов против индульгенций» Мартина Лютера

1518

Начало Германской Реформации

1519

Карл V становится императором «Священной Римской империи»

1519 – 1521

Плавание Магеллана, первое кругосветное плавание

1519 – 1522

    1. Кортес захватывает Мексику

1520

Лютера отлучают от церкви

1520

Начало борьбы с протестантизмом в Нидерландах

1520 – 1522

Восстание комунерос в Испании

1522 – 1523

Восстание германских рыцарей под командованием Франца фон Зиккингена

1523

Церковная реформа Ульриха Цвингли в Цюрихе

1524 – 1526

Великая крестьянская война в Германии

1526

Шпейерский рейхстаг провозглашает свободу вероисповедания в Германии

1527 – 1598

Годы жизни Филиппа II, испанского короля

1530

Аугсбургский рейхстаг. Рождение протестантизма – «Аугсбургское исповедание»

1530-е годы

Начало «революции цен» в Европе

1532 – 1535

Писарро захватывает Перу

1533 – 1584

Годы жизни Вильгельма Оранского, руководителя нидерландской буржуазной революции

1533 – 1603

Годы жизни Елизаветы Тюдор

1534

Генрих VIII объявляет себя главой церкви в Англии

1534 – 1535

Коммуна анабаптистов в Мюнстере

1540

Основан орден иезуитов

Ок. 1540 – 1596

Годы жизни мореплавателя Френсиса Дрейка

1541

Кальвинизм утверждается в Женеве

1541

Генрих VIII присоединяет Ирландию

1541 – 1614

Годы жизни Эль Греко

1542 – 1587

Годы жизни Марии Стюарт, королевы Шотландии

1545

Начало Тридентского собора. Осуждение гуманизма

1547

Образование англиканской церкви

Ок. 1547 – 1616

Годы жизни Сервантеса

1548 – 1600

Годы жизни Джордано Бруно

1549

Пик огораживаний в Англии

Середина XVI века

Испания практически полностью колонизует Южную Америку

1553 – 1610

Годы жизни Генриха Наваррского

1553

Экспедиция Ричарда Ченслера в Россию

1553 – 1558

Годы правления Марии I Тюдор

1553 – 1615

Годы жизни Маргариты Валуа

1555

Аугсбургский религиозный мир в Германии

1556

Начало правления Филиппа II в Испании

1558 – 1603

Годы правления Елизаветы I Тюдор

1561 – 1626

Годы жизни Фрэнсиса Бэкона

1562 – 1598

Гражданские (религиозные) войны во Франции

1563 – 1584

Строительство Эскуриала, королевского дворца Филиппа II в Мадриде

1564 – 1593

Годы жизни Кристофера Марло

1564 – 1616

Годы жизни Шекспира

1564 – 1642

Годы жизни Галилео Галилея

1566

Формирование дворянской оппозиции (гезов) в Нидерландах

1566

Начало народных волнений в Нидерландах

1567

Начало войны гезов

1568 – 1639

Годы жизни Томмазо Кампанеллы

1571

Елизавета I устанавливает основы протестантской веры в Англии

1572

Свадьба Генриха Наваррского и Маргариты Валуа

1572

Генеральные штаты в Нидерландах

1572, 24 августа

Варфоломеевская ночь

1574

Образование Католической лиги во Франции

1576

«Гентское умиротворение»

1579, 6 января

Аррасская уния

1579, 23 января

Утрехтская уния

1581

Присоединение Португалии к Испании

1581

Нидерланды отделяются от империи

1588, 21-29 июля

Разгром «Непобедимой армады» у берегов Англии

1589

Конец династии Валуа во Франции

1589

Коронация Генриха Наваррского. Начало династии Бурбонов

1590

Филипп II вводит войска во Францию

1593

Генрих Наваррский принимает католичество

1594

Генрих Наваррский коронуется в Париже как Генрих IV.

1595 – 1597

Крестьянские восстания в Германии

1597

Указ Елизаветы I о запрете огораживаний

1598

Нантский Эдикт Генриха IV

1599 – 1660

Годы жизни Диего Веласкеса

1606

Голландцы открывают Австралию

1609

Изгнание морисков из Испании

1609

Испания признает независимость Нидерландов

1616

Открытие мыса Горн на южной оконечности Южной Америки

1618 – 1648

Тридцатилетняя война

1620

Английские пуритане отплывают в Америку на «Мэйфлауэре»

1640

Португалия добивается независимости от Испании

1648

Вестфальский мир

Содержание

    1. Введение

      1. История

    2. Италия

        1. Позднее Средневековье

        2. Гуманизм

        3. Венеция

        4. Флоренция

        5. Папы и церковный раскол

Италия в XVI веке

    1. Германия

        1. Лютер

        2. Начало Реформации

        3. Первые восстания

        4. Великая Крестьянская война

        5. Новый этап Реформации

Конец XVI века

        1. Швейцария

        2. Швейцарская Реформация

        3. Кальвин и его церковь

  1. Контрреформация

  2. Значение Реформации

    1. Испания

        1. Конец Средневековья

Начало великой державы

        1. Кровопролития на суше и на море

        2. Сила и слабость

        3. Конец могущества

    1. Открытие мира

  1. В Индию!

  2. Путешествия Колумба

  3. Столкновение интересов

  4. Плавание Магеллана

  5. Испанцы в Америке

Португальцы в Африке

  1. Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке

Новые маршруты

Что дали миру мореплаватели?

    1. Франция

        1. Конец эпохи Капетингов

        2. Начало Столетней войны

        3. Смуты во Франции

        4. Перелом в войне

        5. Жанна д'Арк

Строитель нации

        1. Абсолютизм в XVI веке

        2. Гражданские войны

«Париж стоит мессы»

        1. Воссоединение нации

Англия в XIII – XVI веках

        1. Век мятежей

Король и народ

        1. Англия в годы Столетней войны

Восстание Уота Тайлера

        1. Две династии

        2. Война Алой и Белой Розы

        3. Тюдоры

«Синяя Борода»

        1. Женщина на троне

«Овцы, съевшие людей»

        1. Вершина абсолютизма

    1. Нидерланды

        1. Страна купцов

        2. Жизнь в империи

        3. Дворяне против короля

        4. «Кровавый герцог»

        5. Войны гезов

        6. Торговая держава

        7. Святая инквизиция и муза истории

  1. Экономика

    1. Общие тенденции

    2. Сельское хозяйство в XIV – XVI веках

      1. Англия

      2. Италия

      3. Испания и Португалия

      4. Франция

      5. Северная Европа

    3. Промышленность и ремесла

      1. Закат цехов

      2. Строительство

      3. Транспорт

      4. Сукноделие

      5. Кузнечное дело

    4. Торговля

«Революция цен»

      1. Проблема денег

      2. Банки

Социальное устройство

    1. Дворянство

Сословия в сословии

Культура дворянства

Третье сословие

Горожане

Крестьянство

Церковь

Храм и город

Монашество

Облик города

Дом

Семья

Что подавали на стол

Одежда

Язвы общества

Язычники во Христе

Охота на ведьм

Был ли шут мудрым?

Странники и бродяги

Профессия – калека