logo search
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Учителю и ученику

В городском фольклоре эпохи Возрождения довольно часто встречается фигура еврея-ростовщика, дающего честному, но неудачливому христианину ссуду под залог «фунта мяса» должника. Этот безымянный персонаж, впервые введенный в литературу Джованни Боккаччо, впоследствии был растиражирован в европейской новеллистике Возрождения. Обессмертил этот образ Уильям Шекспир в драме «Венецианский купец», выведя его под именем Шейлока.

Вообще, отношение людей эпохи Возрождения к наличным деньгам, банкам и банковским операциям было смешанным. С одной стороны, деятельность банкиров была, безусловно, важна. С другой – многовековая вера в надежность золота в собственном кошельке была слишком сильна. В ходу была серебряная и золотая монета, причем по всей Европе принимались монеты различной чеканки, в зависимости от чистоты. Самыми надежными до конца Средневековья считались флорентийский флорин и венецианский дукат. Ближе к концу эпохи Возрождения их частично потеснила валюта нового сильного государства – нидерландский гульден. Платежным средством вполне признавались и драгоценные камни, ценность которых, как и золота, не зависела от удачливости банкира. Большинство итальянских банковских домов, возникших на заре становления банковской системы, в XV в. прекратили свое существование – обанкротились. Соответственно, пострадали и многие из клиентов, доверившие свою судьбу бумаге. О «банкротстве» золота или драгоценных камней никому слышать не приходилось – по крайней мере, пока в XVI в. не произошла знаменитая «революция цен».