logo search
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Учителю и ученику

Слово «цех» – немецкого происхождения. В средние века оно означало попойку или пирушку. Из этимологии слова нетрудно представить себе, как именно в XII–XIII вв. шло формирование самых первых цехов, в которых старшины избирались из числа не самых богатых, а самых уважаемых ремесленников.

В конце Средневековья цехи превратились в касту со множеством строго соблюдаемых обрядов, пышными празднествами, в которых принимали участие только члены цеха. Если средневековые цеховые праздники действительно были праздниками гильдии, то в XV–XVI вв. они были скорее призваны продемонстрировать уже несуществующее единство. Форма возобладала над содержанием.

К тому же, жесткие правила цехового производства тормозили развитие промышленности. Цеховые старшины обычно не допускали никаких технических новшеств и усовершенствований, их целью было следить, чтобы мастера работали в равных условиях. Это искусственное уравнивание мешало более талантливым. Четко обозначенное цехом количество продукции, которую должен был изготовить мастер, также убивало всякий стимул к работе.

Особенно отчетливо несовершенство цеховой системы проявилось в конце XV – начале XVI в. Точные науки в этот период получили большое развитие. Крупные мастера, которые могли позволить себе роскошь работать самостоятельно, без оглядки на цеховую дисциплину, разработали и опробовали на практике множество новых технических приспособлений, не нашедших применения в цеховом производстве.

Вообще, культурный подъем в эпоху Возрождения сказался на всех без исключения областях человеческой деятельности, и промышленность не стала исключением. Все технические новшества эпохи Возрождения вышли из лавки ремесленника – низшей структурной единицы цеховой организации. Но произошло это не благодаря цеховой системе, а вопреки ей. Все практики той эпохи – скульпторы, архитекторы, живописцы, воплотившие революционные идеи Возрождения – трудились в своих мастерских и входили в ту или иную гильдию (как правило, в гильдию врачей, поскольку гильдий для художников не существовало).

Мастерская художника была не только местом, где он трудился над заказами. Она была организована так же, как и лавки представителей других ремесел. При мастере состояли ученики и подмастерья, которым он передавал свой опыт, свои технические и художественные приемы. Из этих мастерских в эпоху Треченто и Кватроченто возникли разнообразные школы живописи. Каждая школа строго хранила свои секреты мастерства. Тем не менее, художникам часто приходилось ездить из города в город ради выгодных заказов. Понемногу художественные идеалы Возрождения распространялись за пределы Тосканы (где и зародилось Возрождение), а затем за пределы Италии в другие страны.

Рис. 137 [Илл. – А. Дюрер. «Перспектива». Гравюра XVI в. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 331)]

Отличие художников и скульпторов от прочих ремесленников заключалось в индивидуальности их работы. Средневековая форма организации труда получила новое содержание. Не будучи скованы жесткими правилами производства, «ремесленники от искусства» смело экспериментировали во всем – в области цвета, формы, композиции. Именно художники и архитекторы первыми среди ремесленников Возрождения начали использовать точные науки в своей работе – математику для расчета перспективы, геометрию для верной передачи форм человеческого тела, анатомию, химию. Стремление к новшествам находилось в прямом противоречии с самим духом средневековых цехов и гильдий.

Изменилась, как было отмечено выше, и политическая обстановка в городах. В Италии, например, где расцвет городской культуры привел к возникновению в XIII в. самостоятельных городов-государств, уже в XIV в. многие из этих городов попали под власть одной крупной семьи. В Милане это было сначала семейство Висконти, затем кондотьер Сфорца. Во Флоренции в XV в. воцарились некоронованные короли Медичи. Цехи полностью утратили свою политическую влиятельность в этих городах, самых крупных центрах итальянской промышленности. Во Франции самостоятельность цехов никогда не была такой большой, и постоянное усиление королевской власти не давало цеховым старшинам подняться до того, чтобы определять экономическую жизнь в своих городах. В Англии сложилась та же картина, разве что власть местных феодальных баронов там была немногим слабее королевской власти. В Северной Европе цехи и гильдии сохраняли свое влияние в основном в Нидерландах. Но этот регион развивался наиболее равномерно из всех европейских экономических районов. Торговля и производство существовали на равных правах. Это отличало Нидерланды от северогерманских и балтийских земель, где торговые города Ганзы в XIV–XV вв. полностью принадлежали купеческим гильдиям, а цехи ремесленников оставались лишь формой организации производства.

Висконти – итальянский феодальный род, известный с Х в. В 1277–1447 гг. правители (тираны) в Милане.

Рис. 138 [Илл. – План городской площади г. Пиенца (Италия). (Storia dell'arte, т. 2 стр. 350 рис. 470)]

В эпоху Возрождения в европейских городах все чаще стали появляться частные мануфактуры, принадлежавшие зажиточным горожанам из новой знати. Верхушка третьего сословия строила свой фундамент не на происхождении, а на деньгах, гораздо более ценных в новую эпоху. Владельцу мануфактуры могло принадлежать сразу несколько лавок, а то и целая отрасль ремесленного производства. Монополия цехов сменялась монополией отдельных хозяев, также контролировавших цены на товар, но не сдерживавших объемы производства. Технические новшества стали все активнее проникать в мануфактурное производство, хотя в целом хозяева предпочитали использовать дешевый труд бесправных подмастерьев. С этой точки зрения мануфактуры, как и цехи, тормозили развитие производства. Дешевый труд подмастерьев позволял мастеру нанимать их достаточно много в одну мастерскую. В средние века в лавке городского ремесленника, члена гильдии, трудился сам мастер, а с ним несколько учеников и подмастерьев – не больше, чем определял устав цеха. С появлением частных мануфактур, лавки постепенно трансформировались в небольшие фабрики, разве что сами мастера играли в мануфактурах не всегда главенствующую роль.

Однако тяжелое положение ремесленников и подмастерьев косвенно способствовало распространению технических знаний в различных регионах. В поисках лучшей доли или заработков ремесленники нередко пускались странствовать по всей Европе с рабочим инструментом в заплечном мешке. Время оседлости, средние века, подошли к концу. Новое время заставляло ремесленника не ждать заказчиков, а искать их. Так технические приемы, распространенные в одной области, становились известны в другой. Вынужденно независимый ремесленник разносил знания, которые прежде строго охранялись уставом гильдии, по всему свету. Так, частные ремесленники, почти исчезнувшие во времена расцвета цехов, вновь вышли на сцену в эпоху Возрождения. Они, правда, не оказывали серьезного влияния на экономическую жизнь Европы. В производстве задавали тон мануфактуры, из которых впоследствии выросли первые буржуазные предприятия.

Рис. 139 [Илл. – Бенвенуто Челлини. Солонка «Земля и Нептун». XVI в. ((Renaissance, стр. 276)]

Наиболее продвинутыми в этом отношении в Европе были два региона – Англия и Нидерланды. В Нидерландах политическая обстановка более благоприятствовала относительно свободному развитию городов. Известная независимость городов Фландрии, Брабанта, Голландии и Зеландии привела к бурному росту промышленных производств и гильдий ремесленников. Городская культура, бурно расцветшая в Высокое Средневековье в Италии, продолжила свое развитие в Нидерландах. Именно города были в XVI в. основой национально-освободительного движения этой страны, и в конце концов Нидерланды стали первой буржуазной республикой в Европе.

Рис. 140 [Илл. – Антверпен. Цеховые дома XVI в. (Детский Плутарх, стр. 259)]

Англия, где королевская власть к XVI в. приобрела относительно устойчивый характер, обязана своим промышленным ростом именно королям. Города были для них давними помощниками в борьбе с баронами – не только с политической, но и с экономической точки зрения. К тому же, островное королевство обязано было заботиться о своей экономической независимости и о высокоразвитой промышленности – на случай войны с кем-либо из богатых ресурсами континентальных соседей. Но все вольности, которые получали города, не касались политической власти цехов. Короли не для того оттесняли от власти баронов, чтобы допустить туда гильдии ремесленников. Так что и в Англии в XIV–XVI вв. цехи не имели реального веса.