logo search
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Строительство

О закате городской культуры в эпоху Возрождения можно говорить в основном с точки зрения политической. Средневековые гильдии ремесленников постепенно утрачивали политическое влияние, но сохраняли прочные экономические позиции. Различные ремесла продолжали развиваться – пусть не качественно, но количественно. Города росли, некоторые наиболее богатые горожане в XIV–XV вв. могли поспорить своим богатством со старинной знатью.

Самый резкий переворот в эпоху Возрождения – причем, как количественный, так и качественный – произошел в гражданском строительстве. Богатые и сильные коммуны обновляли свой облик. Правительство могло заказать самым лучшим архитекторам и художникам проекты соборной церкви, ратуши, главной городской площади. Причем власти обращали особое внимание на эстетическую сторону дела. Самый наглядный пример тому – сооружение соборной церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Величественная церковь была практически завершена к середине XIV в., но долгое время оставалась без купола – никто из архитекторов не мог предложить проект, который мог достойно завершить ансамбль собора и органично вписаться в общий облик города. Лишь в середине XV в. церковь увенчалась великолепным куполом работы Филиппо Брунеллески.

Филиппо Брунеллески (1377–1446) – итальянский архитектор, скульптор, ученый.

Брунеллески – один из пионеров культуры Возрождения, начавший применять в архитектурных проектах точный математический расчет. Он первым ввел практику бумажного проектирования сооружений. Средневековый архитектор сам работал с мастерком в руках на строительстве. Брунеллески же стал прежде всего проектировщиком и руководителем, но не непосредственным участником строительных работ. Впоследствии многие итальянские архитекторы стали применять схему работы Брунеллески. Нередко по чертежам архитектора здание возводили уже после его смерти. Точные науки, проникшие в живопись еще в XIV в., к концу XV столетия, заняли достойное место и в строительстве.

Вообще, именно с разделением труда архитектора и строителя, в этом ремесле произошли кардинальные перемены. Средневековый строитель был универсалом, способным и спроектировать, и построить здание. А в эпоху Возрождения архитектору нужны были знания и в точных науках – для правильной и красивой проектировки, и познания в свойствах материалов, для того, чтобы проект можно было воплотить в реальность. Строитель, реализовывавший проект, тоже должен был обладать этими знаниями, чтобы понять проект, составленный другим человеком. Но он нес ответственность лишь за техническую сторону дела, а не за художественное совершенство здания. Таким образом, ремесло строителя в эпоху Возрождения стало ближе больше к ремеслам, чем к искусствам.

Рис. 141 [Илл. – План Флоренции работы Леонардо да Винчи. Проект водоотводных каналов для защиты города от наводнений. (Renaissance, стр. 120 нижн. рис.)]

В средние века гражданская архитектура в городах по большей части ограничивалась сооружением общественных зданий. Общего плана городского центра архитекторы придерживались лишь в общих чертах – главная площадь с расположенной на ней ратушей и собором (иногда ратушная и соборная площади находились по соседству), окружающие площадь здания с аркадами на первом этаже. В эпоху Возрождения городские власти стали уделять гораздо больше внимания облику центра города как архитектурному единству. Тогда же гражданская архитектура начала развиваться еще в одном направлении. Все больше богатых горожан при возведении дома для себя, заказывали лучшим архитекторам проекты изысканных зданий. В Италии в XV в. в крупных городах Севера и Центра появилось немало частных домов, спроектированных самыми известными архитекторами той эпохи.

Кроме того, независимые города во времена постоянных войн заботились и о своей обороноспособности. В XIV–XV вв. все крупные коммуны возводили новые городские стены, укрепленные по всем правилам фортификации. Толстые стены, окружавшие город по периметру, были усилены башнями и увенчаны зубцами, позволявшими защитникам вести огонь в случае осады. Города в эпоху Возрождения приобретали все более военизированный облик. То же самое происходило и с замками феодалов. Большинство каменных замков, дошедших до наших дней, были либо возведены, либо перестроены именно в эпоху Возрождения. Возросшее техническое мастерство строителей, навыки обращения с прочным камнем позволяли воздвигать высокие и толстые стены, зачастую усиленные наружными контрфорсами.

Особняком стояла в эпоху Возрождения церковная архитектура. В этой области новые технические приемы были не единственными определяющими. Многое зависело от культурных традиций того или иного региона. Во Франции, к примеру, очень долгое время господствовала готика, и облик храмов XIV–XVI столетий не слишком отличался от средневековой готики. Другое дело, что математические познания архитектора позволяли ему максимально точно рассчитать предполагаемую нагрузку на несущие элементы здания и изначально спроектировать церковь, фантастически воздушную по своему облику, но прочную и способную пережить века. Эстетика Возрождения преобладала в основном в итальянских городах. Там по проекту архитекторов новой формации – от Брунеллески до Альберти – были созданы церкви, напоминающие простотой и пропорциональностью античные храмы. Но и в Италии преклонение перед античностью отступало на второй план рядом со стремлением к математической выверенности всех элементов строения.

Готика – стиль западноевропейского искусства XII–XVI вв.

Леон Баттиста Альберти (1404–1472) – итальянский ученый, писатель, философ, архитектор и скульптор.

В Северной Европе расцвет городской архитектуры и расцвет строительства пришелся на конец эпохи Возрождения – XVI век. В Германии, где «борьба церквей» закончилась победой протестантизма, складывался новый тип церковной архитектуры, лишенной вычурности католических храмов. Поэтому с художественной точки зрения строительство в этих областях осталось на прежнем уровне. Там строитель еще долго трудился на уровне средневекового универсального мастера, возводя здание без точного проекта и внося в него изменения вплоть до завершения.

Рис. 142 [Илл. – Микеланджело преподносит папе Павлу IV макет собора Св. Петра. Фреска 1619 г. (Renaissance, стр. 172)]