Архитектура
Как и в предыдущем столетии, влияние готики на итальянскую архитектуру Треченто ощущается в слабой степени и довольно бессистемно, хотя и существеннее, нежели в изобразительных искусствах. Во Франции в этот период готическая архитектура все больше тяготеет к богатству и вычурности форм, к необычайной легкости, выразительности, в которой чисто декоративные элементы одерживают верх над архитектурными формами, уходит в прошлое линеарность. В Италии же, напротив, сохраняется тяга к ясности и простоте линий, к композиционному равновесию масс, к простым декоративным приемам (барельефы и полихромная роспись стен).
Рис. 263 [Илл. – Интерьер церкви Сан Петронио. Болонья. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 81 рис. 113)]
Этот постоянный, вялотекущий конфликт между готикой (которая к этому времени приобрела характер универсального художественного языка в католическом мире) и итальянской национальной традицией, тяготеющей к классике, нашел свое отражение в непрестанном поиске новых форм, в разнообразии архитектур в различных областях страны. В центральных регионах Италии скульпторы Треченто неоднократно демонстрировали приверженность новым, собственным выразительным средствам, которые стали в конце концов определяющими для всей итальянской архитектуры последующего столетия.
В архитектуре, как и в скульптуре, север Италии демонстрировал устойчивую приверженность к романской традиции. Широкий шатровый фасад, делящийся на три части по горизонтали, мощные контрфорсы, цилиндрические либо многоугольные пилястры и низкие своды – все это издавна было присуще северной архитектуре. Но уже в начале XIV в. скульпторы прибегают к визуальным средствам, чтобы несколько «облегчить» внешний вид строений. В частности, получает широкое распространение богатый орнамент с повторяющимся рисунком и терракотовые рельефы.
Рис. 264 [Илл. – Фасад кафедрального собора в Монце, Италия. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 80 рис. 112) ]
Готическое влияние в северных соборах начала Треченто ощущается в постепенном увеличении высоты сводов главного нефа, в легкости некоторых архитектурных элементов. Декоративные детали церквей тоже не избежали этого влияния. Наряду с традиционными романскими лоджиями и арками, появляются пинакли, стрельчатые окна, богато декорированные порталы. Колокольни нередко строят с заостренной крышей, украшенные фиалами по стенам. Несколько рядов галерей с колоннами опоясывают верхние ярусы колоколен (уже не прямоугольных, а многоугольных в плане).
Один из наиболее выдающихся памятников своеобразной «ломбардской готики» – знаменитый собор в Монце. Контрфорсы, членящие фасад на пять частей, заканчиваются изящными фиалами, а по краям фасада идет типично готическая скульптурная вязь. Однако сам фасад, по-романски широкий, украшен чередующимися горизонтальными полосами белого и зеленого камня. Однако и этот традиционный романский художественный прием отчасти теряет изначальный эффект. Полосы – разной ширины, и белый цвет основного фона все равно доминирует над декоративным зеленым. Фасад украшен тремя рядами стрельчатых и круглых окон, а окно над входом – типичная готическая розетка.
Довольно рано готика утвердилась и в Венеции. Там готическое влияние проникло не только в церковную, но и в гражданскую архитектуру. Одним из ярчайших образцов венецианской готики считаются два здания в городе: «Золотой дворец» Ка’ д’Оро и Дворец дожей. Порталы, окна и фасады этих дворцов, построенных в XIV–XV вв., представляют собой великолепную готическую фантазию венецианской готики. Аркада на уровне земли и навес-«пергола», опоясывающий здание на втором этаже по всему периметру, украшенный лоджией и балконами с двух сторон фасада, стрельчатые арочные пролеты и фигурные украшения на крыше – типичные черты венецианской готики. При этом сами строения в плане ближе к простоте романского стиля.
Рис. 265 [Илл. – Ка’ д’Оро. Венеция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 82 рис. 116)]
Несколько иначе обстояло дело в Тоскане. Во Флоренции начало Треченто было отмечено бурным строительством. Завершалось сооружение церкви Санта Мария Новелла, нескольких других крупных церквей. В начале столетия городские власти широко развернули строительство кафедрального собора – церкви Санта Мария дель Фьоре на одной из центральных площадей города, неподалеку от площади Синьории, центра политической жизни Флоренции. Первоначальный проект церкви был предложен городу выдающимся скульптором Арнольфом ди Камбио, который успел зарекомендовать себя и как талантливый архитектор. Церковь должна была занять место старого кафедрального собора Флоренции. Над ее возведением и отделкой трудились лучшие мастера итальянской художественной школы – от Арнольфо ди Камбио, Чимабуэ и Джотто до Филиппо Брунеллески, который завершил архитектурный облик церкви великолепным куполом. Строительство церкви продолжалось почти три века. Собственно строительные работы велись в течение всего XIV столетия, и завершились лишь в середине XV в. Оформление же наружных стен церкви продолжалось до конца XVI в. Впоследствии церковь неоднократно переделывали. В конце XVI в. был разрушен фасад, запроектированный Арнольфом ди Камбио, а новый фасад закончили лишь в конце XIX в.
Рис. 266 [Илл. – Фасад церкви Санта Мария дель Фьоре. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 84 рис. 120) ]
Арнольф ди Камбио руководил работами по возведению собора до самой смерти. Сохранившиеся планы показывают, что мастер стремился развить готическую традицию в ее центрально-итальянском варианте. Фасад собора, со множеством пилястров и ниш для статуй, был визуально гораздо легче и выразительнее тяжелых романских церквей, хотя ширина фасада и скошенные края указывали именно на романскую традицию. Арнольфу принадлежала и идея украсить фасад мозаичными панно.
После его смерти работы были прерваны, и возобновлены лишь в 1334 г. Руководство строительством было возложено на Джотто. Этому выдающемуся художнику принадлежит авторство отдельно стоящей колокольни, выполненной в готическом стиле – квадратной, с мощными угловыми контрфорсами. С середины Треченто строительством руководил Франческо Таленти. Он значительно расширил церковь, начатую Арнольфом, завершил разработку внутренних помещений собора. Под непосредственным руководством Таленти начались и первые отделочные работы – отделка наружных стен церкви полихромным мрамором в традициях флорентийской романской архитектуры. Помимо чисто декоративной функции, мраморная облицовка должна была выполнять и другую важную функцию. С течением времени в ходе многочисленных переделок образовались нестыковки, неизбежные дефекты, которые было невозможно устранить, но возможно замаскировать. Цветная облицовка должна была скрадывать некоторые шероховатости архитектуры здания.
Внутри церковь представляла собой прямоугольник с тремя нефами под широкими готическими сводами. Нефы отделялись друг от друга широкими арками с пилястрами. Широкий, хорошо освещенный пресбитерий восьмиугольного сечения, и три просторных капеллы образовывали апсиду и трансепт. В эпоху Треченто строительство церкви остановилось на возведении грандиозного барабана. Главной проблемой оставался купол церкви, который должен был гармонировать со всем архитектурным комплексом. Эта задача ни с технической, ни с эстетической точки зрения оказалась не под силу архитекторам Треченто.
Санта Мария дель Фьоре, начатая как собор готического плана, довольно быстро лишилась главных черт готического здания. С течением времени в ее архитектуре все больше проглядывал антиготический стиль, определивший впоследствии всю архитектуру итальянского Возрождения. Самым явным образом флорентийская антиготическая тенденция проявилась в здании, украшающем центральную площадь средневековой Флоренции – Ложе Синьории на Площади Синьории. Широкие просторные аркады с полукруглыми арками классического (ни в коем случае не готического) типа, мощные колонны, строгая линия каменного кружева по краю крыши и общая спокойная сдержанность очертаний – вот главные характеристики этого здания, возведение которого завершилось в 1382 г. Другой выдающийся памятник городской архитектуры Центральной Италии – еще одно флорентийское здание – Дворец Приоров, позднее переименованный в Дворец (Палаццо) Синьории. С самого начала строительства задуманный как резиденция городского правительства, он тем не менее несет на себе все внешние признаки оборонительного сооружения конца Средневековья – массивные стены, бойницы на крыше, сознательно грубая манера украшения.
Рис. 267 [Илл. – Ложа Синьории. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 86 рис. 124)]
Готический стиль в Тоскане получил распространение в таких городах, как Сиена и Пиза. В середине Треченто там работал блистательный мастер готической школы Джованни Пизано, сын и ученик Никола Пизано. Соборы в Пизе и Сиене, возведенные этим мастером, характеризуют типично готические остроугольные фасады, богатый скульптурный декор, большое количество декоративных архитектурных деталей.
Борьба готического стиля и нового национального направления в итальянской архитектуре продолжалась и южнее. В Умбрии великолепные готические соборы соседствуют с резко антиготическими городскими официальными зданиями. Классическая готика шире всего была распространена лишь на юге страны.
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение