Был ли шут мудрым?
«Охота на ведьм», направленная на уничтожение «суеверий», имела последствия прямо противоположного характера. Усиливавшаяся религиозная экзальтация в обществе привела к появлению тех, кто считал себя действительно связанными с дьяволом. Люди с ослабленной психикой, принимая галлюциногенные препараты, могли увидеть дьявола в любом из обличий, которые красочно описывали проповедники и священники. Это было явление того же порядка, что и аскетизм Раннего Средневековья, только с противоположным знаком. Помешанных в эпоху Возрождения было едва ли не больше, чем в средние века. Только отношение к ним теперь резко изменилось.
Прежде сумасшедшего считали «блаженным», а его речи нередко воспринимались как откровения античных оракулов, одержимых богом. Но это было во времена, когда Бог в душах и умах людей занимал куда больше места, чем дьявол. Нескончаемая «охота на ведьм» привела к своеобразной «смене ориентиров». Сумасшедший мог быть одержим только бесом (об этом упоминали еще Евангелия). Городских и деревенских дурачков не жалели, как прежде. Кого-то из них обвиняли в колдовстве и сжигали, кого-то толпа забивала камнями. Только немногие приобретали статус почитаемых юродивых, хоть как-то оберегавший их от самосуда. Примерно в XVI в. в Европе появились первые дома для умалишенных. Эти дома были плодами того самого образования, за которое ратовали гуманисты. Сумасшедшему не присваивали клейма, его признавали больным. Но в качестве лечения использовалась только изоляция от общества. Условия в сумасшедших домах были кошмарны, безумцев просто запирали в перенаселенных палатах, где они и доживали свой век.
Рис. 191 [Илл. – Диего Веласкес. «Портрет карлика-шута». XVII в. (Детский Плутарх, стр.431)]
Литература эпохи Возрождения создала образ шута – мудрого безумца, живущего при королевском дворе. Его внешнее безумие служит своего рода охранной грамотой и позволяет открыто говорить правителю крамольную правду. Этот образ, особенно популярный в последующие времена, в эпоху Возрождения не отличался особой правдивостью. Сумасшедших держали при дворах не ради того, чтобы выслушивать их, как греческих пифий. Бормотание и несвязные возгласы шута на фоне изысканной манеры речи придворной знати создавали просто комический эффект, а его «дурацкое» поведение только усиливало потешность фигуры шута. Чувство юмора знатных дворян XV–XVI столетий немногим отличалось от чувства юмора раннесредневековой знати.
Век Возрождения поверил в разум. Разум еще не успел вытеснить Бога – это произошло позже, в эпоху Просвещения. Но разум уже считался высшей благодатью, доступной человеку. Соответственно, лишенный разума не мог быть членом общества и не мог рассчитывать ни на какую защиту. Судьба умалишенных, попавших в «лечебницы», была еще страшнее тех, кто был казнен как «одержимый». Относились к безумцам как к животным – кормили, держали в «стойлах», и не более того. Так продолжалось вплоть до конца XIX в., когда сумасшествие стали считать поддающейся лечению болезнью, а не приговором судьбы.
Точно так же, как к сумасшедшим, в обществе в XV–XVI вв. резко ухудшилось отношение и к жертвам другой страшной болезни Средневековья – к прокаженным. В средние века прокаженные вынуждены были жить за пределами города, в особом поселке-лепрозории. Но они обладали всеми правами свободных людей, могли находиться среди здоровых, прося милостыню. Прокаженный мог обратиться в суд, как любой свободный человек. Медицина в XIV–XV вв. еще не поднялась до того уровня, чтобы разобраться в причинах проказы и путях ее распространения. Но возросшие суеверия заставили общество и в проказе видеть происки нечистой силы, и всячески ограждать здоровых от больных. Уже в конце XIII в. во Франции прокаженных перед изгнанием в лепрозорий подвергали символическому обряду изгнания из мира живых. Прокаженный прыгал в специально вырытую яму, а священник или сам епископ читал над ним отходную молитву. После обряда прокаженный считался «умершим» и не подпадал больше под законы здоровых. Он не мог обратиться в суд; появляясь на городских улицах или просто выходя за ворота лепрозория, он обязан был носить с собой колокольчик или трещотку, звуком предупреждая людей о своем приближении.
В XIV в. лепрозории можно было строить не ближе чем в полукилометре от городских стен. В некоторых местах законодательство против прокаженных отличалось особенной суровостью. Прокаженный, например, не имел права входить в город. Заниматься каким-либо ремеслом прокаженные могли только внутри своего поселка, но кто осмелился бы купить товар, изготовленный руками этих больных? Поэтому им не оставалось иного занятия, кроме попрошайничества. Если дорога в город была заказана, оставалось либо просить подаяние у городской стены, либо бродить по дорогам, рискуя быть убитым за свою болезнь.
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение