logo search
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Монашество

Для католического монашества Возрождение стало поистине черным периодом. Времена аскетических идеалов Раннего Средневековья давно прошли, монашество перестало быть примером для мирян еще в конце XII в. Уровень монастырской культуры пал настолько низко, что сам папа счел необходимым реформировать все монастыри.

Период упадка монастырей полностью подорвал у мирян почтение к черной рясе. Монастырские общины, создававшиеся в городах (что вообще было бы невозможно в прежние времена), вполне заслуженно считались гнездами порока. Народная литература Высокого Средневековья полна рассказами о любовных похождениях монахов, об их скупости и любви к «золотому тельцу». Один из первых итальянских гуманистов, Джованни Боккаччо, в своем великом сочинении «Декамерон» канонизировал образ развратного монаха, залезающего в спальню к замужней женщине. После «Декамерона» эта сатирическая линия закрепилась в гуманистической литературе на долгое время.

Рис. 174 [Илл. – «Святой Франциск Ассизский с ангелами». Фрагмент фрески XIII в. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 57 рис. 82) ]

Тем не менее, монастырские общины продолжали существовать как в городах, так и вдали от мирской суеты. Но роль монашества в жизни общества была уже не та, что прежде. Монастырские школы были вытеснены университетами и светскими школами. Светские ученые-гуманисты активно занимались поисками и сохранением текстов старых авторов, и библиотеки богатых меценатов оставляли по своему богатству далеко позади монастырские хранилища рукописей. Пережив наивысший взлет в Раннее Средневековье, пройдя через падение в XII–XIII вв., монашество понемногу занимало новую нишу в обществе. Земельные владения монастырских общин во многих странах перешли в королевскую собственность, крепостных крестьян выкупали близлежащие городские коммуны. Монастырям оставались пожертвования от тех, кто решил скрыться от мирской суеты.