logo search
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Швейцарская реформация

Швейцарская конфедерация отделилась от «Священной Римской империи» в начале XVI в., после длительной борьбы против Габсбургов. В момент образования этого независимого государства в него входило 13 кантонов, а также союзные земли. Население страны составляло около 850 тысяч человек. Все швейцарские территории можно было условно поделить на две части, заметно различающиеся по экономическому и политическому положению – лесные и городские.

Кантон (от фр. canton – округ) – территориальная единица в Швейцарии, обладающая собственной конституцией, законодательной и исполнительной властью.

Земля (нем. Land) – административно-территориальная единица в Швейцарии, обладающая рядом важных полномочий в решении внутренних административных, законодательных и судебных вопросов.

Лесные кантоны были преимущественно сельскохозяйственными областями, где сохранились сильные крестьянские общины, сумевшие отстоять независимость от феодалов даже в период расцвета «Священной Римской империи» в средние века. Основу экономики этих кантонов и их союзных земель составляло земледелие и скотоводство. Как и повсюду в Европе, общинное землевладение в швейцарских кантонах быстро отходило в прошлое. Из среды лично свободных крестьян выдвигались зажиточные землевладельцы, скупавшие земли у менее удачливых соседей и постепенно забиравшие в свои руки всю фактическую власть в округе.

В городских кантонах экономика была несколько более разносторонней. Помимо простого хлебопашества, местные земледельцы культивировали виноградную лозу. Города – центры кантонов – обладали развитыми ремесленными производствами. Кроме того, городские кантоны стали центрами швейцарской торговли, что немало способствовало укреплению их положения в стране. Власть в этих кантонах принадлежала городскому патрициату и дворянству, владевшему большей частью сельскохозяйственных угодий. В торговле и ремесленной отрасли городские кантоны сразу разделили сферы влияния. Базель стал основным торговым центром Конфедерации. Базельские купцы имели прочные связи с купечеством основных промышленных регионов Западной Европы – от Англии до Италии. Берн стал центром рудного и кузнечного ремесел. Особое положение в Конфедерации сразу же заняла союзная земля Женева, ставшая центром банкирского дела. На территории Женевы проводились крупнейшие ярмарки, куда приезжали торговцы со всей Европы. В женевской промышленности преобладали внецеховые ремесла, одним из ведущих было ювелирное.

Патрициат – высший, наиболее богатый слой членов городских коммун, закрепивший за собой особые права и привилегии. В патрициат входили крупные купцы, землевладельцы, ростовщики.

Разница в экономическом развитии различных частей страны неминуемо привела бы к внутренним междоусобицам, и, возможно, завоеванию страны иностранными правителями. К счастью для швейцарцев, постоянная угроза независимости со стороны Габсбургов заставляла все кантоны сплачиваться против внешнего врага. Швейцарская конфедерация славилась своей армией еще с тех пор, как нанесла поражение Габсбургам в конце XV в., разгромив отборных императорских рыцарей. Эта армия стала для швейцарцев в начале XVI в. и благом, и проклятием. XVI век был веком непрерывных войн в Европе. Швейцарских наемников были рады видеть у себя на службе правители всех европейских стран. Даже папа римский пригласил швейцарцев на охрану Ватикана. Правительство кантонов поставило продажу наемников на широкую ногу, превратив ее в источник постоянного дохода.

Городские кантоны постоянно конфликтовали между собой, борясь за первенство в конфедерации. Одним из лидеров был кантон Цюрих, ставший родиной швейцарской Реформации. Главным идеологом Реформации стал священник Ульрих Цвингли. Помимо призывов к реформе церкви, Цвингли вел борьбу против аристократии кантонов – в первую очередь, с «торговлей кровью», то есть с наемничеством. Причиной резкого неприятия наемничества стало участие Цвингли – полкового священника швейцарцев – в сражении на стороне герцога Миланского, закончившемся сокрушительным поражением наемников. Одновременно с Лютером и независимо от него, Цвингли в Швейцарии также начал борьбу против продажи индульгенций.

Рис. 47 [Илл. – Ульрих Цвингли. Гравюра XVI в. (Детский Плутарх, стр. 241)]

Триумфальный успех Лютера в Германии, выступившего со своим обоснованием «оправдания верой», привел Цвингли в ряды пламенных сторонников саксонского реформатора. Однако довольно скоро Цвингли разошелся с Лютером в одном из важнейших обрядовых вопросов. Как известно, Лютер, отрицая многие церковные таинства, разделял учение католиков о пресуществлении. Цвингли же видел в причастии лишь чисто символический смысл. Для него вино и хлеб лишь символизировали кровь и плоть Христову, но не становились ими.

В остальном учение Цвингли во многом совпадало с учением Лютера, в частности, в вопросах почитания мощей святых и икон, обрядов, языка, на котором следует проводить службы и читать Библию. Судьба Цвингли была с самого начала легче, чем Лютера. В Швейцарии не было достаточно сильной императорской или папской власти, так что цюрихский священник действовал спокойно. Он предлагал новое устройство церковной общины, которая сама выбирала пастора – священника, сама вела свои церковные дела, при этом полностью подчиняясь магистрату (городскому совету) в вопросах общественной жизни. Предложенная Цвингли реформа, ставившая церковь под контроль городских властей, понравилась цюрихскому магистрату и гильдиям ремесленников города. В 1523 г. Цвингли получил официально предложение от городских властей – провести церковную реформу во всем кантоне. Результатом реформы стали существенные перемены не только в церковном, но и в общественном устройстве кантона.

Реформа Цвингли изменила сам облик церквей. Из храмов были вынесены все статуи святых, иконы, богатое внутреннее убранство, сняли даже распятия. Стены побелили, алтари убрали. Церкви превратились в молельные дома, куда собиралась вся община. Мессу на латыни сменила проповедь пастора на народном языке. Церковные праздники в большинстве своем были отменены. Цвингли закрыл монастыри и провел секуляризацию всех церковных богатств. При магистрате был создан особый надзорный орган, следивший за соблюдением новой веры. Как католическая церковь не допускала иной веры, кроме своей, так и Цвингли не допускал католичество в свой протестантский рай.

Социальным результатом церковной реформы Цвингли стало значительное усиление ремесленных гильдий в городе и кантоне. Представители среднего бюргерства заняли большинство мест в магистрате и провели ряд реформ. Среди прочего, в кантоне было запрещено наемничество, против которого с самого начала выступал Цвингли, а также ростовщичество – занятие, не угодное Богу.

Реформа Цвингли нашла массу сторонников и в Швейцарии, и за ее пределами. Идеи цюрихского проповедника были взяты за основу «12 статей» – программы, с которой выступили восставшие в Швабии в начале Великой Крестьянской войны. В самой Швейцарии к цвинглианской Реформации присоединились многие городские кантоны. Лесные кантоны, напротив, оставались католическими. Их правительства всячески препятствовали попыткам цвинглианцев распространить новую веру. В начавшейся войне Цюрих оказался в полном одиночестве. Стремление кантона к первенству было слишком велико, и остальные протестантские кантоны отступились от него. В 1531 г. во время одного из сражений погиб Цвингли. Центром Реформации стала Женева, постепенно занявшая лидирующее положение в стране.