Беато Анжелико
Другой блистательный художник первой половины Кватроченто – человек, в чьем творчестве объединилось Высокое Средневековье и идеалы Возрождения. Его звали Гвидо ди Пьетро Тозини, но миру он известен под именем Беато Анжелико, или фра (брат) Беато Анжелико. Это имя художник заслужил, во-первых, в связи с принятием монашеского пострига, а во-вторых, за свою утонченную живопись, которую современники называли «ангельской». «Беато» («блаженным») его называли в народе.
Его наследие включает в себя фресковую живопись преимущественно религиозного содержания, а также множество миниатюр. Благодаря Беато Анжелико жанр книжной миниатюры в Центральной Италии пережил новое рождение. Ни о самом художнике, ни о хронологии его произведений нет точных данных. В начале своей деятельности Беато Анжелико был очень близок к технике и стилистике Мазаччо, но со временем все больше обращался к откровенно архаическим формам и устаревшей живописной манере. Впрочем, исследователи не исключают, что Беато Анжелико одинаково хорошо владел обеими техниками и прибегал то к одной, то к другой в зависимости от темы и от заказчика.
Рис. 347 [Илл. – Беато Анжелико. Фрагмент книжной миниатюры. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 388 рис. 517)]
Сильное влияние поздней готики ощущается в первых работах художника, от которых до нас дошли только фрески «Мученичество Святого Петра». В относящейся к тому же периоду (конец 20-х гг. XV в.) картине «Мадонна с младенцем и ангелами» очень заметен, напротив, художественный метод Мазаччо с перспективой как организующим элементом пространства фрески. Глубокие тени – также плод влияния Мазаччо, хотя Беато Анжелико уже в ранних работах проявил себя как вполне самостоятельный художник. Резкость теней, характерная для фресок Мазаччо, у Беато Анжелико смягчена плавностью жестов и спокойными выражениями лиц персонажей.
Монументальность, широкая перспектива и живой натурализм «Благовещения», другой его ранней работы, отчетливо демонстрируют ренессансный дух его творчества и выявляют основные черты стиля Беато Анжелико: стремление к нежным, утонченным формам, яркие, мягкие краски и плавные переходы цвета.
В середине 30-х гг. Беато Анжелико работал над «Триптихом», заказанным ему в Перудже. В этой работе в полной мере нашли отражение особенности зрелого стиля художника – изысканные формы, нежные оттенки красок и яркая освещенность всей сцены. Наряду с заметным влиянием творчества Мазаччо, в работах этого периода хорошо заметна все усиливающаяся тяга Беато Анжелико к фантастическим и идиллическим элементам, в полной мере присущим лучшим образцам живописи Высокого Средневековья.
Рис. 348 [Илл. – Беато Анжелико. «Благовещение», Флоренция, Музей Сан Марко. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 393 рис. 523)]
Примерно тогда же Беато Анжелико, уже приняв монашество, начал работу над росписями флорентийского монастыря Сан Марко, принадлежащего доминиканскому ордену. Сначала он помогал Микелоццо, а в 1443–1446 гг. уже в одиночку завершил работу. Фрески Сан Марко – достаточно однородные по технике и манере исполнения, отражающие новую стадию творческого развития художника. Несомненно, на стилистику и композицию фресок сильно повлиял тот факт, что росписи делались для монастыря. Фрески Сан Марко – образец церковного начала в творчестве Беато Анжелико. Их отличает особая формальная строгость, мистический настрой и сильное религиозное чувство. Композиция практически всех фресок очень простая, с малым количеством фигур. Задний план, как правило, пустой, либо представляет собой внутренность монастырской кельи, лишенной каких-либо декоративных элементов. В качестве фона выступают большие объемы пустого пространства, наполненные светом – глубоко символический элемент. Фигуры имеют упрощенные очертания, однако не в ущерб естественности, а краски – несколько более приглушенные, чем на работах предыдущих лет. Тем не менее, все эти фрески не являются чисто символическими картинками. Беато Анжелико остался художником Возрождения даже при исполнении такого деликатного заказа. Одна из лучших его работ – «Благовещение» над входом в общую спальню монастыря. Художник с большим мастерством передал выражение лиц персонажей, придав им вполне человеческие эмоции, без излишней торжественности. В целом, фрески Сан Марко представляют собой пример обращения Беато Анжелико к архаическому стилю живописи. С этой точки зрения к ним вплотную примыкают фрески «Страшного суда», в которых мистическое начало и средневековая символика видны особенно отчетливо. Ни в одном другом произведении мастера не соединились так успешно стремление к пространственной конкретности и выразительности и тяга к фантастическому стилю. Несмотря на то, что все изображение выдержано в строгом соответствии со средневековой иконографией (праведники, гуляющие в райских кущах, круги Ада, Христос, творящий суд), манера изображения фигур свободная, позы персонажей и выражения их лиц естественны, как на картинах светских художников Возрождения. При этом в изображении персонажей-людей нет ничего символического.
Рис. 349 [Илл. – Беато Анжелико. «Страшный Суд. Рай». Фрагмент фрески. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 394 рис. 524)]
В 1446 г. Беато Анжелико получил заказ от самого папы на роспись одной из ватиканских капелл. Эта роспись была утрачена, но сохранилась другая, более поздняя, заказанная папой в 1448 г., посвященная житиям святого Стефана и святого Лаврентия. В работе над этими фресками Беато помогали его ученики, среди которых был выдающийся художник конца Кватроченто Беноццо Гоццоли. В римских фресках ощущается влияние на Беато Анжелико классического искусства. Фоном для большинства фресок служат архитектурные сооружения, напоминающие о руинах античного мира, которыми изобиловал Рим в XV в. С технической точки зрения, это было дальнейшее сближение средневекового «примитивизма» с естественностью ренессансной живописи. Это была, пожалуй, последняя живописная работа Беато Анжелико, который в дальнейшем посвятил себя исключительно монашеской жизни. Но он успел воспитать множество учеников (в отличие от Мазаччо), а впоследствии творчество Беато Анжелико нашло множество последователей и во Флоренции, где он начинал, и в других городах.
Рис. 350 [Илл. – Беато Анжелико. «Страшный Суд. Ад». Фрагмент фрески. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 294 рис. 525)]
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение