logo search
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

По поводу и без повода

Когда «Тезисы» Лютера стали известны в католическом мире, папа Лев Х Медичи поначалу не придал им значения, презрительно назвав «бредом немецкого монаха, налившегося пивом». Очевидно, в глазах папы-итальянца, знатока дорогих вин, пиво было главным признаком «деревенщины».

Все эти и многие другие заявления Лютера были направлены на подтверждение главной мысли – незаконности продажи индульгенций. В «Тезисах» Лютер еще не покушался на один из главнейших догматов католицизма – догмат о непогрешимости папы римского. Таким образом, его первое публичное выступление носило несколько незавершенный характер. С одной стороны, Лютер открыто противоречил католической церкви, задевая ее финансовые основы, с другой – оставался католиком, признающим папство. Как католик, он был немедленно подвергнут жестокой критике со стороны римской курии. Лютера обвинили в ереси, а папа в 1518 г. вызвал его в Рим для допроса. С этого, по сути, и начался раскол между учением Лютера и католицизмом.

Рис. 34 [Илл. – Мартин Лютер. Гравюра Лукаса Кранаха. (Детский Плутарх, стр. 239 верхн. рис.)]

Выступление Лютера, направленное против обогащения церкви, совпадало с умонастроениями светских властей Германии – в первую очередь, князей-курфюрстов. Светские феодалы завидовали огромному богатству церкви. Значительная часть налогов, собиравшихся в германских землях, шла в церковную казну. Папству и епископам принадлежали обширные земли, которыми они не хотели делиться с истинными правителями княжеств. Повсюду звучали призывы к императору секуляризовать часть церковного имущества. Поэтому «Тезисы» Лютера, в которых автор высказывался против индульгенций, немедленно получили огромную народную поддержку. Сам курфюрст Саксонии оказывал мятежному проповеднику свое покровительство. Лютер не по своей воле стал одной из ведущих фигур в зарождающемся антикатолическом движении.