logo search
poryaz_a_mirovaya_kultura_vozrozhdenie_epoha_ve

Архитектура

Архитектуре принадлежит едва ли не главная роль в кардинальном обновлении художественной культуры Италии в XV в. Прежде всего, именно в начале Возрождения впервые, пожалуй, деятельность архитектора оказалась отделена от работы скульптора и художника (хотя настоящий мастер должен был владеть всеми этими искусствами, хотя бы в теории). Главные характеристики архитектуры были те же, что и во всех областях искусства той эпохи: соблюдение перспективы и обращение к античности как источнику вдохновения.

Рис. 305 [Илл. – Ф. Брунеллески. Фрагмент интерьера церкви Сан Лоренцо. Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 338 рис. 455)]

Новая архитектура с самого начала противопоставляла себя архитектуре готического стиля. Готика никогда не была особо распространена в Италии. Теперь же пронизанные светом, уходящие в бесконечность строения совсем уступили место четко определенным пространственным структурам, пропорционально значительно более близким человеку и более приспособленным для него, чем для Христа. Математика, прочно вошедшая в искусство, привнесла в архитектуру точно рассчитанный проект, который заменил ничем не ограниченную фантазию готических строителей.

Средневековая архитектура носила преимущественно эмпирический характер. Теоретическая разработка любого проекта сводилась преимущественно к несложным техническим расчетам и применению веками наработанных схем. Схемы эти несли главным образом религиозно-символическую нагрузку и применялись на практике с большой свободой. В архитектуре Возрождения, напротив, точный расчет и проект, которого нужно было придерживаться строжайшим образом, имели первоочередную важность. Теоретическая разработка проекта служила главной цели – создать здание, отвечающее в первую очередь композиционному идеалу, и лишь затем – практическим надобностям.