Скульптура
Скульптура в эпоху Раннего Возрождения переживала новое рождение и обновление художественного языка и выразительных средств. Такой независимости от других искусств, такой значимости для искусства и свободы самовыражения скульптура в Европе не знала с глубокой древности, с классической Греции V в. до н.э.
Именно на греческую классику ориентировались скульпторы Ренессанса. Причина, однако, была не в возвращении к истокам (все равно греческая скульптура была известна почти исключительно по римским копиям более позднего периода), а в том, что эстетический идеал Возрождения был очень близок греческому. И в самом деле, ни римское искусство, ни искусство европейского Средневековья (в том числе и Высокого Средневековья) не уделяли столько внимания пластической форме, сколько греческое искусство.
Рис. 320 [Илл. – Нанни ди Банко. «Святой Лука». Флоренция. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 281 рис. 394)]
В период Кватроченто в скульптуре происходит возврат к классическим типам статуй (ростовая статуя, групповая скульптура, бюстовый портрет). У Возрождения и античной классики были одни и те же источники вдохновения (окружающий мир и человеческое тело, а не символические образы христианского искусства). Но несмотря на все это, непосредственное влияние античности на скульптуру Возрождения эпохи Кватроченто заметно еще менее, чем на архитектуру. Стремление к имитации классических форм придет к скульпторам лишь в Чинквеченто. Донателло, самый блистательный скульптор раннего Возрождения, даже заслужил за свои произведения славу ярого противника классики.
Прямое заимствование из античности, зачастую даже не переосмысленное в новой стилистике, происходит в этот период в малых формах – орнаментальных архитектурных элементах и мелкой бронзовой пластике, копирующей образцы античной скульптуры. Но и здесь заимствование иконографических и декоративных элементов шло без каких-либо четких критериев отбора. Мало учитывался даже символический смысл тех или иных элементов – скульпторами Кватроченто двигало в первую очередь желание обновить и разнообразить традиционный репертуар декоративных элементов.
Многие античные мотивы уже были заимствованы и переосмыслены христианским искусством – виноградные гроздья, рыбы, крылатые богини победы (ставшие в новой традиции ангелами), и т.д. Скульпторы раннего Возрождения, заимствуя классические элементы, ни на йоту не соблюдали правила композиции и пропорций, присущие античным статуям, либо пренебрегая ими, либо трактуя чрезвычайно свободно. Типичный пример свободной трактовки – заимствование поликлетовского скульптурного канона. Скульпторы Возрождения заимствовали у великого грека лишь внешнюю сторону его искусства. Их целью было не передать максимально точно пропорции человеческой фигуры, а придать ростовой статуе как можно более естественный вид. Статуя «в классическом духе» – вес тела перенесен на одну ногу, другая согнута в колене – в эпоху Кватроченто по общим линиям изгиба тела ближе не к «Копьеносцу» Поликлета, а к скульптурам, украшающим готические соборы. Лишь позднее, в эпоху расцвета искусства Возрождения, в период творчества Микеланджело, скульптура Возрождения отошла от заимствований и развития старых традиций, превратившись в совершенно самобытное культурное явление, как и живопись того же периода.
Рис. 321 [Илл. – Лоренцо Гиберти. «Крещение Христа». Сиена, Баптистерий. (Storia dell'arte, т. 2 стр. 276 рис. 386)]
И в живописи, и в скульптуре итальянского Возрождения важнейшей характеристикой является точное воссоздание формы человеческого тела в соответствии с анатомическими законами, точная передача движения, широчайший спектр вариантов передачи естества. Скульпторы Кватроченто уже вплотную подошли к реализации этого идеала, хотя их творчество и было в определенном смысле вторично по отношению как к античной, так и к готической традиции. В этот период в скульптуре, особенно в рельефах, получил широкое распространение прием перспективно-линейного размещения фигур, оригинальное новшество, впоследствии занявшее прочное место в скульптурной технике.
Богатейший багаж различных традиций доставался скульптору Кватроченто через долгий процесс обучения в мастерской наставника. Прежде, чем стать мастером, ученик должен был изучать все пластические искусства, понимать специфику каждого из них, с тем, чтобы впоследствии объединять эти знания в едином эстетическом ключе. Большинство скульпторов Кватроченто получили подготовку в ювелирных мастерских. Еще в средние века ремесло ювелира почиталось в Европе гораздо выше остальных художественных ремесел, и даже в ранние периоды Возрождения ювелиры были самыми признанными мастерами. В подготовку ювелира входило обязательное изучение начал всех художественных ремесел, как с формальной, так и с технической точек зрения. Ювелиры всегда перед началом работы делали наброски будущего изделия, и в эпоху Возрождения эта практика стала всеобщей – независимо от рода искусства. Что же касается техники, то хороший ювелир обязан был уметь работать буквально со всеми материалами, доступными в то время. Наиболее часто применявшейся скульптурной техникой было бронзовое литье. Флоренция, центр искусства Возрождения, долгое время не имела своей традиции бронзового литья, и в становлении этого ремесла городу помогли венецианские мастера. К середине Кватроченто во Флоренции было уже достаточно своих превосходных мастеров, способных отлить фигуру любой сложности.
Кроме того, никуда не исчезла и традиция каменной скульптуры. В обеих техниках Кватроченто прославил величайший скульптор этого столетия – Донателло.
Донателло (1386 – 1466) – итальянский скульптор, родоначальник скульптуры Возрождения.
- Введение
- История
- Позднее Средневековье
- Гуманизм
- Венеция
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Флоренция
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Папы и церковный раскол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Германия
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Начало Реформации
- По поводу и без повода
- Первые восстания
- По поводу и без повода
- Великая Крестьянская война
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Новый этап Реформации
- По поводу и без повода
- Швейцария
- Швейцарская реформация
- Кальвин и его церковь
- Контрреформация
- Значение Реформации
- Конец Средневековья
- Кровопролития на суше и на море
- Сила и слабость
- Конец могущества
- Открытие мира
- В Индию!
- Учителю и ученику
- Путешествия Колумба
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Столкновение интересов
- Учителю и ученику
- Плавание Магеллана
- Испанцы в Америке
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Колонии на Ближнем и Дальнем Востоке
- Новые маршруты
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Хабаров Ерофей Павлович (ок. 1610 – после 1667) – русский землепроходец и картограф.
- Что дали миру мореплаватели?
- Франция
- Конец эпохи Капетингов
- Начало Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Смуты во Франции
- Перелом в войне
- Жанна д'Арк
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Абсолютизм в XVI веке
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Гражданские войны
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Воссоединение нации
- Век мятежей
- Король и народ
- Англия в годы Столетней войны
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Две династии
- Война Алой и Белой Розы
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- По поводу и без повода
- Женщина на троне
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Вершина абсолютизма
- Нидерланды
- Страна купцов
- Жизнь в империи
- Дворяне против короля
- Войны гезов
- Торговая держава
- Святая инквизиция и муза истории
- Учителю и ученику
- Экономика
- Общие тенденции
- Учителю и ученику
- Сельское хозяйство в XIV – XVI веках
- По поводу и без повода
- Испания и Португалия
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Франция
- Северная Европа
- Учителю и ученику
- Промышленность и ремесла
- Закат цехов
- Учителю и ученику
- Строительство
- По поводу и без повода
- Транспорт
- Сукноделие
- Кузнечное дело
- Учителю и ученику
- Торговля
- Проблема денег
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Дворянство
- Сословия в сословии
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Культура дворянства
- Третье сословие
- Горожане
- По поводу и без повода
- Крестьянство
- Церковь
- Храм и город
- По поводу и без повода
- Монашество
- Учителю и ученику
- Облик города
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Что подавали на стол
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Язвы общества
- Учителю и ученику
- Язычники во Христе
- Учителю и ученику
- Учителю и ученику
- Охота на ведьм
- Учителю и ученику
- По поводу и без повода
- Был ли шут мудрым?
- Странники и бродяги
- Профессия – калека
- Культура
- Гуманизм
- Античность, схоласты и гуманисты
- Философы и политики
- Политики и философы
- По поводу и без повода
- Высокое Возрождение
- Расцвет естественных наук
- По поводу и без повода
- Учителю и ученику
- Время титанов
- Итальянская литература
- Петрарка и Боккаччо
- Макиавелли и Ариосто. Две политические фантазии
- Нидерландская и германская литература
- Французская литература
- Английская литература
- Конец Средневековья
- Английское Возрождение
- Шекспир
- Накануне экзамена
- Искусство Возрождения
- Социальные предпосылки
- Конец Дуэченто
- Церковная готика
- Городская архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Треченто
- Архитектура
- Скульптура
- Последователи и подражатели
- Сиенская живопись
- Замки и поздняя готика
- Позднеготическое искусство
- Начало Возрождения. Кватроченто
- Теория и практика искусства Возрождения
- Архитектура
- По поводу и без повода
- Брунеллески
- Альберти
- По поводу и без повода
- Скульптура
- Донателло
- Микелоццо
- Лука делла Роббиа
- Живопись
- Мазаччо
- По поводу и без повода
- Беато Анжелико
- Паоло Уччелло
- Пьеро делла Франческа
- Скульпторы и живописцы
- Живопись конца столетия
- Время титанов. Чинквеченто
- Леонардо да Винчи
- Рафаэль
- Микеланджело
- Культура
- Расцвет естественных наук
- Северное Возрождение